Дзамболат Тедеев: я никогда не интригую
Главный тренер сборной России по вольной борьбе о чемпионате Европы и задачах на будущее
Выдающийся российский тренер, под чьим руководством в период с 2001 по 2012 год наши вольники завоевали громадное количество золотых и не только наград на чемпионатах Европы, мира и Олимпийских Играх, после более чем трехлетнего перерыва в январе нынешнего года вернулся к рулю сборной России, сменив на этом посту Магомеда Гусейнова. О том, почему на предолимпийский чемпионат Европы он отправил команду дебютантов, с какой целью освободил от олимпийского отбора звезду отечественной вольной борьбы Абдулрашида Садулаева (до 86 кг) и как убедил супертяжеловеса Биляла Махова отказаться от идеи выступать в греко-римской борьбе, ДЗАМБОЛАТ ТЕДЕЕВ рассказал в Риге корреспонденту “Ъ” ВАЛЕРИИ МИРОНОВОЙ.
— Вопрос на злобу дня: мельдония в команде нет?
— Нет такого.
— В каком состоянии вы нашли сборную по прошествии трех лет отсутствия в ней?
— На чемпионате Европы никто из наших титулованных вольников на этот раз не выступал. Спросите — почему? Да, потому, что все то время, пока меня в команде не было, на статусные турниры ездили одни и те же борцы. В результате у нас не стало боеспособного резерва. То есть вторых номеров, на которых мы, тренеры, могли бы положиться в случае, если что-то непредвиденное произойдет с первыми номерами, которых мы сегодня планируем отправить на Олимпиаду в Рио. Например, выигравший здесь золото в весе до 57 кг Гаджимурад Рашидов на недавнем международном турнире «Иван Ярыгин» стал только третьим и по идее бороться здесь права не имел. Но я увидел, что потенциал у него хороший, опять же много лишних килограммов перед соревнованиями парень не гоняет, да и результаты показывает стабильные — дважды становился призером чемпионатов России. Но до настоящего момента шансов проявить себя на высоком международном уровне ему не предоставляли: не брали ни на Кубок мира, ни на чемпионаты Европы, никуда. Если бы такое положение вещей сохранялось и дальше, то скоро вообще никакого резерва у нас не стало бы. Я убежден, что молодежи непременно следует давать возможность проявлять себя, чтобы парни в себя поверили. Иначе, с кем же нам работать завтра?
— То есть малоизвестных борцов в Ригу вы привезли сознательно?
— Безусловно. Более того, некоторые из сегодняшних участников чемпионата не боролись даже на ярыгинском турнире. Тем не менее, я загодя объявил состав на чемпионат, чтобы снять все возможные вопросы. Чтобы даже мысли ни у кого не возникло, что кому-то я могу дать контрольную схватку с целью укрепить состав объективно более сильными и титулованными спортсменами. Я только в начале января принял сборную у своего предшественника Магомеда Гусейнова, и, казалось бы, результаты нужны мне самому. Так сказать, для самоутверждения. Но шкурного интереса в работе у меня как не было, так и нет. Только один интерес существует: в канун надвигающихся Игр как можно скорее получить представление о тех резервистах, на которых в случае форс-мажора я смогу положиться и заменить на них первые номера сборной.
— Почему вы пошли на беспрецедентный в спортивной борьбе шаг, освободив от предолимпийского отбора двукратного чемпиона мира в весе до 86 кг Абдулрашида Садулаева? Ведь ставший здесь чемпионом Шамиль Кудиямагомедов тоже борец неслабый…
— Сначала я на тренерском совете свою позицию по Садулаеву обозначил, затем с отцом Кудиямагомедова поговорил. Напомню, что за два последних года выступлений на международной арене Садулаев не просто не проиграл ни одной схватки, он ни единого балла зарубежным соперникам не отдал. А если и уступал пару-тройку баллов, то только однокашнику по сборной Дагестана Шамилю Кудиямагомедову на внутрироссийских турнирах. Отсюда и пошли разговоры, что надо бы парням схватку дать для определения сильнейшего. Но я их пресек, заявив, что такой схватки не будет, и на чемпионат Европы поедет Кудиямагомедов. А ведь Садулаеву «доброжелатели» голову морочили: если, мол, на Европу не поедешь, говорили, то и шансов поехать в Рио у тебя не будет. Такие интрижки были, да. Но я сразу же Кудимагомедову сказал, что могу справку дать, что в Риге выступит именно он. А если бы дал парням схватку, и Шамиль ее Абдулрашиду проиграл, то сломался бы психологически. Так не лучше ли поехать на Европу без лишних разговоров и ненужных схваток? А на Игры без отбора поедет Садулаев, которого мы освободили даже от участия в чемпионате России. Такого прецедента у нас и впрямь не было. Мой тренерский штаб взял, таким образом, ответственность на себя. Ведь у Абдулрашида еще и нога травмирована… Однако согласно индивидуальному плану подготовки, до Игр ему предстоит выступить на чемпионате Европы среди борцов до 23 лет, а также на международном турнире в Польше. До этого времени ногу человек подлечит и будет целенаправленно готовиться к Олимпиаде.
— У медалистов чемпионата Европы существует реальная перспектива попасть в олимпийский состав?
— В Рио я возьму тех, кто будут объективно сильнейшими на тот момент.
— Выходит, и от результатов чемпионата России путевка в Рио впрямую не зависит?
— Июньский чемпионат России в Якутии не станет в этом смысле определяющим, но расставит последние точки над i. В Бразилию отправятся те, кто с наилучшей стороны зарекомендовали себя на протяжении всего четырехлетнего олимпийского цикла. Но в жизни, как известно, случаются форс-мажоры. И хотя на 60 процентов олимпийская команда уже обрела свои очертания, расслабляться не советую никому.
— Как отнеслась команда к вашему возвращению на пост главного тренера?
— Все радовались. Наверное, потому что я никогда не интригую. Признаю только два цвета — черный и белый. Другими словами, у меня есть своя позиция, которую я всегда четко обозначаю. Например, никогда не объявляю состав за 3-4 дня до поездки на соревнования, если всем очевидно, кто сильнейший. Не мучаю людей, не держу их в напряжении. Борцы должны заранее подводить себя к турнирам, в том числе и гонять вес. Пусть делом занимаются, а не думают о том, попадут в состав или же нет? Когда в команде спокойная и стабильная обстановка, это и ей на пользу, и тренерскому штабу. Интриги не нужны никому. Наша сборная — интернациональная, и в ней все равны. Независимо от национальности и вероисповедания. Мы гордимся этим, и, доказывая свою силу на международной арене в наше непростое время, хотим, чтобы нами гордилась вся Россия.
— Наш знаменитый супертяжеловес Билял Махов, выступавший в последнее время как в вольной, так и в греко-римской борьбе, сделал выбор в пользу вольной борьбы. Вы убедили?
— Я ему сказал примерно следующее: в вольной борьбе ты — двукратный чемпион мира, значит, давно всем все доказал. А в греко-римской тебе надо доказывать еще многое. Это — не твое. А раз так, то распыляться не стоит, и следует вернуться в вольную борьбу полным сил. Запутался — переходи сюда, к нам. Потому что я опять здесь, а ты именно под моим началом чемпионом мира стал. Ты — мое детище. А как я по-другому мог сказать, если это на самом деле так? Билял со мной согласился, и мы решили готовиться к Играм исключительно вольным стилем.