Российские вузы учатся работать стандартно
Закон
С 1 июля 2016 года все работодатели при найме сотрудников будут обязаны руководствоваться требованиями официальных профессиональных стандартов. Готовить их предполагается совместно с вузами, чтобы приблизить учебные программы к требованиям рынка.
Бизнес ставит неуд
Одним из малозаметных, но крайне важных последствий вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) стала фактическая реформа высшего образования в стране. Подписанное "Генеральное соглашение по торговле услугами" подразумевает, что страна--член ВТО должна доказать другим участникам объединения, что знания и умения ее работающих граждан соответствуют требованиям к профессии. Для этого в стране должны быть сформированы многочисленные профессиональные стандарты, задающие планку навыков для каждого. Разрабатывать их должно государство совместно с объединениями работодателей: предполагается, что рынок будет доверять такой оценке.
Это решение дало старт давно назревшим изменениям в системе высшего образования. "Квалификация специалистов, которых выпускают российские вузы, не всегда учитывает требования реальности,— дипломатично говорит директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков.— Надо понимать, что и рынок тоже меняется быстро. А механизмы интеграции работодателя в образовательную плоскость не до конца выработаны". Действительно, на всех экспертных совещаниях представители бизнеса — от крупных заводов до "бумажных" контор — жалуются, что им приходится долгое время переучивать выпускников российских вузов. В свою очередь, претензии есть и у ректоров: учебные планы обновляются медленно, вечно загруженные профессора не успевают следить за производственными новинками, поэтому работающие специалисты должны активнее участвовать в подготовке своей смены.
"К сожалению, сейчас и работодатели не в полной мере участвуют в выработке полноценных стандартов,— сожалеет господин Калмыков.— Мы часто привлекаем крупный бизнес, но малые предприятия недостаточно представлены в этой работе. А зачастую одна и та же должность в крупной и малой компаниях подразумевает совершенно разные навыки". Он приводит в пример бухгалтера: "В большой компании он занимается каким-то узким направлением, а в малой отвечает вообще за всю финансовую сторону и постоянно сталкивается со стрессовыми ситуациями". Господин Калмыков утверждает, что необходимо в кратчайшие сроки сформировать в стране современную национальную систему квалификаций. Обеспечивающие ее структуры могли бы и разрабатывать стандарты, и координировать взаимодействие работодателей с вузами. "Только под эгидой работодателей получится дать импульс изменениям образовательных программ",— говорит эксперт РАНХиГС.
Защита сдает экзамен
Положительные примеры уже существуют, в частности в сфере юриспруденции. "В нашей отрасли традиционно очень практикоориентированная магистратура,— говорит "Ъ" вице-президент Федеральной палаты адвокатов России, директор Института адвокатуры МГЮА Светлана Володина.— Представителей адвокатских палат всегда приглашают на выпускные экзамены — я это вижу, поскольку участвую в этом процессе с обеих сторон". По ее словам, в МГЮА на протяжении пяти лет экзамены принимают представители адвокатской коллегии "Межрегион", и это далеко не формальные испытания: юристы откладывают все рабочие дела и сидят в аудитории до последнего экзаменующегося. "Председатель коллегии Сергей Юрьев смотрит на студента как на своего потенциального работника — достаточно ли у человека знаний и навыков, чтобы работать в его коллегии,— говорит госпожа Володина.— И были такие студенты, которым он прямо на экзамене предлагал работу".
В конце января совет Федеральной палаты адвокатов России изменил порядок сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката. "Это было согласовано со всеми заинтересованными структурами: мы отправили наши предложения во все юридические вузы страны, в прокуратуру, Верховный суд, Следственный комитет,— говорит Светлана Володина.— И все до одного нам ответили: кто-то соглашался, кто-то спорил, кто-то предлагал свои варианты. Неравнодушных не было".
В итоге была принята схема, устроившая и вузы, и адвокатские палаты. Сначала претендент сдает тесты, причем если раньше каждая региональная плата выбирала задания и вопросы, то теперь утверждены единые для всех 270 вопросов по всему спектру права: от семейного до уголовного. Компьютерная программа методом случайной выборки определяет 70 вопросов, и за час испытуемый должен правильно ответить минимум на 50.
Те, кто прошел тестирование, допускаются на устный экзамен. "Раньше претенденту нужно было готовиться к 500 возможным вопросам, которые в большинстве своем требовали знания законодательных формулировок,— говорит госпожа Володина.— Но мы решили, что нужно проверять не умение вызубрить Уголовный кодекс, а навык его использования". Теперь на экзамене можно пользоваться кодексами и другими документами, а вопросов осталось всего 236. "Вопросы тоже стали практикоориентированными,— подчеркивает эксперт.— Не нужно цитировать статью УК, нужно рассказать, что он обязан сделать в той или иной ситуации. И тогда сразу видно, насколько человек готов к реальной работе в интересах граждан".