Многосирийский детектив
В Женеве возобновляются переговоры Дамаска и оппозиции
В Женеве сегодня должны возобновиться переговоры по урегулированию в Сирии, на которые приглашены официальный Дамаск и представители оппозиции. Первые после объявления перемирия контакты противоборствующих сторон станут самой серьезной попыткой начать процесс национального примирения в стране. Накануне спецпосланник генсека ООН по Сирии Стаффан де Мистура назвал шансы на успех переговоров "высокими как никогда" и допустил возможность федерализации Сирии. Однако опрошенные "Ъ" эксперты указывают на противоположные позиции сторон по вопросам о будущем президента Башара Асада и политического устройства. Судьба переговоров будет зависеть от того, смогут ли инициаторы перемирия — Россия и США — оказать необходимое давление на стороны конфликта и убедить их отказаться от требований, исключающих компромисс.
Предпосылки для оптимизма
Намеченные на сегодня переговоры между сирийским правительством и сразу несколькими группами оппозиции, сформированными при участии Саудовской Аравии, России и Египта, по замыслу международных посредников должны стать поворотным моментом в пятилетнем противостоянии в Сирии. Новый шанс на перезапуск мирного процесса под эгидой ООН дало соглашение о перемирии, достигнутое при участии президентов России и США Владимира Путина и Барака Обамы и вступившее в силу 27 февраля.
Перемирие в Сирии остается хрупким. Накануне женевских переговоров СМИ сообщили о сбитом в воскресенье вечером при заходе на посадку у города Хама (220 км от Дамаска) истребителе сирийских ВВС МиГ-21 (какая группировка поразила самолет зенитным огнем, не сообщается). Кроме того, в последние дни сирийская армия продолжала наступление на позиции запрещенного в РФ "Исламского государства" на подступах к городу Пальмира в 240 км от Дамаска (на террористические группировки договоренности о прекращении огня не распространяются).
Впрочем, несмотря на всю условность установившегося перемирия, спецпосланник генсека ООН по Сирии Стаффан де Мистура в интервью телекомпании Al Jazeera вчера выразил убежденность, что предстоящие переговоры в Женеве имеют больший шанс на успех, чем все предыдущие попытки запустить межсирийский диалог. По мнению господина де Мистуры, для успеха есть сразу три предпосылки: "прекращение военных действий и снижение враждебности", "единство по сирийскому вопросу в Совете Безопасности ООН" и наличие контактной группы посредников, состоящей из 18 государств — от Саудовской Аравии до Ирана, от Катара до Турции, от США до России.
В интервью Al Jazeera Стаффан де Мистура сделал еще одно громкое заявление, намекнув на возможность обсуждения в Женеве перспективы федерализации Сирии. По версии спецпосланника генсека ООН, федерализация — это не путь к распаду страны, а, напротив, способ сохранения ее целостности. "Единство страны принципиально важно. Последнее, что нужно Сирии, это небольшие государства, одни — контролируемые теми или иными группами, другие — спонсируемые теми или иными странами",— считает Стаффан де Мистура.
Основания для реализма
Впрочем, оптимизм спецпосланника генсека ООН разделяют далеко не все. Накануне межсирийских переговоров в Женеве, которые будут непрямыми (участники не намерены сидеть за одним столом, а предпочли находиться в разных комнатах и общаться через посредников), стороны продолжали войну нервов, демонстрируя неготовность отступить от своих прежних позиций. Кроме делегации Дамаска, которую возглавляет постпред Сирии при ООН Башар аль-Джафари, в Женеву прибыли члены Высшего комитета по переговорам, сформированного под патронажем Саудовской Аравии, а также участники "московской группы" сирийской оппозиции, созданной при участии России.
Интрига вокруг вопроса о том, возобновятся ли межсирийские переговоры, сохранялась до последнего момента (уже был прецедент их срыва в самый последний момент). "Если другая сторона не сядет за стол переговоров в понедельник, мы через 24 часа покинем Женеву и ответственность за провал ляжет на них",— предупредил вице-премьер, министр иностранных дел Сирии Валид Муаллем.
В преддверии нового раунда представитель высшего сирийского руководства сделал ряд громких заявлений, подтвердивших: стартовая переговорная позиция Дамаска будет весьма жесткой. Так, Валид Муаллем отмел с порога возможность торга по вопросу о будущем Башара Асада. "Судьба поста президента — красная черта, и правительственная делегация не станет обсуждать этот вопрос в Женеве. Мы будем противодействовать любым попыткам включить его в повестку дня",— предупредил Валид Муаллем (для оппозиции вопрос об уходе Башара Асада по-прежнему имеет приоритетное значение).
Кроме того, Валид Муаллем счел для себя возможным строго отчитать Стаффана де Мистуру, попытавшегося упомянуть вопрос о политическом будущем Башара Асада, за "превышение своих полномочий". По версии Дамаска, целью переговоров должно стать "обсуждение условий перехода от нынешней конституции к новой". Однако сирийские власти настаивают: переходный период нельзя интерпретировать как создание условий для смены режима.
Более того, Валид Муаллем отбросил идею федерализации Сирии, упомянутую господином де Мистурой, а также сообщил о намерении сирийских властей провести парламентские выборы в стране 13 апреля — то есть всего через месяц после возобновления межсирийских переговоров (указ о проведении выборов президент Асад издал в конце февраля).
В свою очередь, Стаффан де Мистура в долгу не остался. Он предупредил сирийские власти о том, что в случае проведения выборов, о которых рассуждал Валид Муаллем, они не будут признаны международным сообществом. "Единственными выборами, которые будут признаны, станут выборы на основании решения Совета Безопасности ООН. Даже если завтра или послезавтра пройдут выборы, после этого нужно будет проводить новые — под наблюдением ООН",— разъяснил Стаффан де Мистура.
Женевское дежавю
Опрошенные "Ъ" эксперты считают намеченные на сегодня переговоры новым шансом для сирийского урегулирования, однако при этом предостерегают от завышенных ожиданий. "Главное отличие нынешних переговоров — то, что они впервые будут проходить в условиях прекращения боевых действий. Кроме того, заметно уменьшился конфликтный потенциал Турции — одного из инициаторов сирийского кризиса. Наконец, важно и то, что противникам урегулирования так и не удалось расколоть российско-американский тандем, которому удалось достичь перемирия в Сирии под эгидой ООН",— пояснил "Ъ" директор Института религии и политики Александр Игнатенко.
Впрочем, по мнению эксперта, "политический процесс будет проходить с большим трудом, так как наряду с позитивными подвижками остается целый ряд подводных камней".
"С одной стороны, есть целый блок сил, для которых все уперлось в пункт, который называется "Башар Асад". С другой стороны, режим в Дамаске пытается провести политический процесс по его собственным лекалам. Но такая ситуация исключает возможность компромисса как с одной, так и с другой стороны",— считает господин Игнатенко.
Еще более скептически оценивает перспективы переговоров профессор факультета истории, политологии и права РГГУ Григорий Косач. "Предстоящие переговоры станут непрямыми — для их проведения будет использована так называемая родосская формула, впервые использованная в 1949 году для проведения израильско-арабских переговоров. На Родосе участники переговоров сидели в разных комнатах, между которыми носились посредники. Сегодня использование родосской формулы — это попытка избежать ситуации, когда конфликтующие стороны, встретившись за одним столом, переругаются в первый же день",— заявил "Ъ" господин Косач.
По мнению эксперта, шансы на успех переговоров снижают заявления сирийской стороны о "красной черте" в вопросе о будущем президента Асада. "Кроме того, за спиной оппозиции стоят влиятельные внешние силы, не заинтересованные в договоренностях с Дамаском и намеренные пойти ва-банк",— заявил "Ъ" Григорий Косач.