«Оценить авиакатастрофу под Смоленском как терроризм — означает быть полностью неадекватным»
Ирина Яровая и Владимир Маркин ответили на обвинения министра обороны Польши
Министр обороны Польши Антоний Мацеревич косвенно обвинил Россию в смоленской авиакатастрофе 10 апреля 2010 года, в которой погибли польский президент Лех Качиньский, а также 87 польских политиков, военачальников и религиозных деятелей. «Только независимая Польша может в полный голос заявить о катынском геноциде. В 2009 году еще казалось, что это так. Однако мы обнаружили, что… реакция принесла смерть всей польской элите»,— заявил министр обороны на выступлении в Торуне на международной конференции по терроризму. Председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая назвала заявления господина Мацеревича неадекватными и обвинила его в развязывании информационной войны, представитель СКР Владимир Маркин заявил, что «в гонке по самым нелепым и глупым заявлениям неожиданно появился новый лидер». Заявления министра обороны Польши можно назвать «голословными, необъективными и не имеющими ничего общего с реальными обстоятельствами трагедии», считает пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
«Только независимая Польша может в полный голос заявить о катынском геноциде. В 2009 году еще казалось, что это так. Однако мы обнаружили, что попытка поднять этот вопрос вызвала реакцию, которой не ожидал никто в мире. Эта реакция принесла смерть всей польской элите. Я имею в виду гибель польской делегации под Смоленском»,— цитирует польского министра обороны Антония Мацеревича «Радио Польши».
Напомним, 10 апреля 2010 года правительственный Ту-154 с руководством Польши на борту летел для участия в траурных мероприятиях по случаю 70-й годовщины Катынского расстрела. При посадке в Смоленской области самолет зацепился за деревья и разбился, при этом все находившиеся на борту пассажиры погибли.
Заявления Антония Мацеревича не имеют ничего общего с реальностью, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. «В публичной плоскости полно этой информации со ссылкой на наши официальные лица, на те лица, которые вели расследование, которые занимались обстоятельствами этой авиакатастрофы,— сказал господин Песков.— Основываясь на всем этом, можно подобные заявления назвать голословными, необъективными и не имеющими ничего общего с реальными обстоятельствами трагедии».
Председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая считает неадекватными слова Антония Мацеревича. «Кого министр обороны Польши объявляет террористами: пилотов и президента Польши, которые самостоятельно принимали решения и действовали ошибочно трагично? Но оценить это как терроризм — означает быть полностью неадекватным,— заявила госпожа Яровая.— Странно как министр обороны может защищать безопасность граждан, если сам делает лжезаявление, беря на себя право развязывать информационную войну, разрушающую основы доверия и безопасности. Хочется верить, что народ Польши умеет отличать глупости и воспримет заявление Антония Мацеревича как досадное недоразумение».
«В гонке по самым нелепым и глупым заявлениям неожиданно появился новый лидер»,— прокомментировал слова Антония Мацеревича официальный представитель Следственного комитета России (СКР) Владимир Маркин.
Заявление господина Мацеревича было вплетено в рассуждения о терроризме как особой отличительной черте «советско-социалистических идей». «Без сомнения, вооруженному нападению на Грузию предшествовала внутренняя диверсия. Без сомнения, целью того, что случилось под Смоленском, было лишение Польши лидерства, которое вело нас к независимости,— заявил Антоний Мацеревич.— Очередными шагами было нападение на Украину, оккупация промышленной части страны, крушение самолета "Малайзийских авиалиний", вмешательство в ситуацию в Сирии».
Катынский расстрел, по словам господина Мацеревича, сделал Польшу «первой жертвой терроризма в 1930-е годы». «После смоленской катастрофы мы можем сказать, что Польша стала первой жертвой терроризма в рамках современного конфликта, который разыгрывается на наших глазах»,— добавил он. К другим современным жертвам терроризма Антоний Мацеревич причислил западные государства, против которых террор используется как «инструмент провоцирования потока миграции с целью дестабилизации европейского континента».
Бывший глава военной контрразведки Польши Антоний Мацеревич занимает пост министра обороны с 16 ноября 2015 года. Он является одним из главных идеологов альтернативной версии причин случившегося в Смоленске. Напомним, согласно отчету польской правительственной комиссии по расследованию инцидента во главе с Ежи Миллером, к трагедии привели комбинация ошибочных действий экипажа самолета и ошибки в действиях российских диспетчеров. Антоний Мацеревич был главой альтернативной парламентской комиссии, по данным которой причиной гибели самолета стало резкое нарастание внутреннего давления в самолете.
4 февраля Антоний Мацеревич возобновил работу Комиссии по расследованию авиационных происшествий государственной авиации. Во главе ее был поставлен авиационный инженер Вацлав Берчиньский, ранее принимавший активное участие в работе альтернативной парламентской комиссии. Официальный представитель МИД России Мария Захарова тогда заявила, что возобновление работы комиссии является суверенным правом Польши, но добавила, что с точки зрения Москвы обстоятельства дела ясны.
Польский журналист Вацлав Радзивинович в эфире “Ъ FM”: «О том, что авиакатастрофа 10 апреля 2010 — это был теракт, господин Мацеревич говорит уже много-много лет. И тут ничего нового. Новое, что он сказал сейчас,— он даже не один раз это сказал, потому что раньше была конференция в министерстве обороны у нас,— это то, что катастрофа лайнера президента Леха Качиньского — это был акт государственного, подчеркиваю, государственного терроризма. Просто сложно все пересказать, что он говорил. Потому что он наговорил вагон и телегу, в том числе и откровенных глупостей». Читайте подробнее
Почему прокуратура Польши сочла российских диспетчеров виновными в катастрофе самолета Леха Качиньского
В марте 2015 года Главная военная прокуратура Польши обвинила в причастности к авиакатастрофе, в которой в 2010 году погиб президент республики Лех Качиньский, двух российских диспетчеров аэропорта Смоленска. Им инкриминировалось «неумышленное доведение до авиационного происшествия». В расследующем это дело СКР заявляли, что никаких нарушений в действиях группы руководства полетами выявлено не было. Читайте подробнее