«Эксперты показывали крушение самолета на примере взрыва банки из-под колы и сосиски»
Польский министр обороны назвал терактом авиакатастрофу под Смоленском
Министр обороны Польши назвал терактом авиакатастрофу, в которой погиб президент страны Лех Качиньский. Об этом Антоний Мацеревич заявил на международной конференции «Современная политика: конфликты и терроризм». Самолет польского президента разбился утром 10 апреля 2010 года под Смоленском. На борту находились 96 человек. Никто не выжил. Межгосударственный авиационный комитет признал, что причиной крушения стала ошибка пилотов. В начале этого года Польша возобновила расследование дела. Польский журналист Вацлав Радзивинович ответил на вопросы ведущей «Коммерсантъ FM» Оксаны Барыкиной.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее, что сказал министр обороны, что он рассказал, какие подробности крушения?
— О том, что авиакатастрофа 10 апреля 2010 — это был теракт, господин Мацеревич говорит уже много-много лет. И это ничего нового. Новое, что он сказал сейчас, — он даже не один раз это сказал, потому что раньше была конференция в Министерстве обороны у нас, — это то, что катастрофа лайнера президента Леха Качиньского — это был акт государственного, подчеркиваю, государственного терроризма. Просто сложно все пересказать, что он говорил. Потому что он наговорил вагон и телегу, в том смысле, и откровенных глупостей. В число государственных терактов он, например, включил катастрофу Boeing 777 на Донбассе. Он сказал, что это был голландский самолет с малайзийским населением на борту — точно наоборот. Он сказал, что, например, там есть конфликт с американцами у него — он сказал, что американцы не будут учить нас демократии, потому что они свое государство строят только 200 лет. Это как-то странно напоминает давнее высказывание президента Путина, который говорил, что британцы не будут учить демократии, поскольку у них даже нет Конституции.
А то, что самое важное: Мацеревич сказал, что катастрофа нашего самолета — это акт государственного терроризма, который вписывается в политику Советского Союза 30-х годов, вписывается в политику сегодняшней России. Он, например, имел в виду и войну с Грузией, войну в Украине, Крым и так далее по списку. Это, как я сказал, никак не новость. Потому что, если можно, надо сказать несколько слов о контексте этого всего. Мацеревич — это один из самых видных соратников Ярослава Качиньского, партии «Закон и справедливость», которая с момента катастрофы, в которой погиб брат-близнец Ярослава Качиньского, лидера партии, они повторяют, что это не была авария, это был теракт. По-разному они об этом говорят. Говорят, что это был теракт, который был делом их польских политических противников, прежде всего, партии «Гражданская платформа», Дональд Туск и так далее. Но тоже говорят о том, что это был заговор Путина и Туска. И они эту линию гнут уже много лет, практически с самого момента катастрофы.
Но раньше они не были у власти, и мир на это не обращал внимания. Сейчас это говорит министр обороны, который ведет новое расследование катастрофы, и уже раньше, несколько недель тому назад, заявлял, что на борту самолета был взрыв, что он развалился еще в воздухе, что это все из-за бомбы, которая была на борту.
— А это уже какие-то официальные данные? Новое расследование это показало? Или это пока тоже со слов такая риторика?
— Слушайте, они только что вроде бы начали новое следствие — и вдруг такие вещи. Никаких подтверждений этого нет таких видных. Раньше они показывали, пока еще не были у власти, разные эксперименты, привлекали каких-то экспертов, которые ничего общего с авиацией не имеют.
Они на примере взрыва банки из-под Coca-Cola и сосиски показывали, как развалился самолет, как это могло быть. Сами понимаете, все это смешно.
— А сейчас, тем не менее, как-то реагируют на его заявления в прессе, в обществе?
— Зависит от того, с какой стороны польского политического конфликта, — противники Мацеревича просто смеются над ним. А сторонники, конечно, его поддерживают. Но все это будет накаляться, потому что скоро будет годовщина трагедии — будут делать памятники, такие вещи. И, конечно, они будут накручивать эту атмосферу.
— Как-то говорится о том, когда будет действительно официальное представление расследования, когда будет предъявлено то, что и говорят, что якобы виновата Россия, в том числе?
— Слушайте, они сделают это довольно хитро. Потому что они будут говорить свое, будут делать эксперименты, показывать такие небылицы. И добавлять, что мы не можем до конца всего этого подтвердить, потому что останки самолета находятся в России, а Россия их не хочет отдать — это значит, что Россия признается. Я думаю, что будет такая игра. Она будет длиться бесконечно, я вам скажу, еще 200 лет в этом так будут возиться.