«Был умысел убить не просто гражданина, а именно политического деятеля»

Фигурантам дела об убийстве Бориса Немцова не изменят статью

Мосгорсуд признал законным отказ следствия переквалифицировать дело об убийстве Бориса Немцова. Судья отклонил жалобу адвоката Вадима Прохорова на решение Басманного суда, который 25 декабря отказался менять для обвиняемых по этому делу статью с «Убийство» на статью «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля». Корреспондент «Коммерсантъ FM» Владимир Расулов рассказал подробности ведущему радио новостей Максиму Митченкову.

Фото: Владислав Лоншаков, Коммерсантъ

— Как проходило заседание, и какими доводами адвокат подкрепил эту жалобу?

— Вадим Прохоров пришел в понедельник на заседание Мосгорсуда со своей коллегой Ольгой Михайловой, и она как раз в самом начале заседания попросила суд приобщить к жалобе показания обвиняемых по этому делу и предоставила протоколы допросов, где Заур Дадаев, один из обвиняемых, заявил о том, что в ходе слежки за Борисом Немцовым ему было известно, что убитый являлся политиком. То же самое заявили и Шагид Губашев, и его брат Анзор, и Хамзат Бахаев, еще один фигурант этого дела, также отметил, что знал Бориса Немцова именно как государственного деятеля. По словам Михайловой, у них был умысел убить не просто гражданина, а именно политического деятеля, и это действительно не 105-я статья «Убийство», а 277-я. Но прокурор заявил, что эти все документы оформлены ненадлежащим образом, и суд отклонил это ходатайство, заявив о том, что такие доказательства должна рассматривать первая инстанция, а не Мосгорсуд.

Соответственно, после этого началась сама жалоба. Вадим Прохоров отметил, что Басманный суд, который ранее рассматривал в первый раз эту историю, устранился, по сути, от оценки, которую привела защита. Следствие отказывало, я напомню, в переквалификации этого дела. По словам Прохорова, Немцов занимал высокие должности и в 1990-е годы, и в 2000-е, а перед убийством являлся действующим депутатом Ярославской областной думы.

Кроме того, он отметил, что несмотря на то, что санкция максимальная и по 105-й, и по 277-й статье одна, у 277-й нет срока давности, и поэтому необходимо, чтобы Басманный суд пересмотрел это решение следователей.

Но прокурор, естественно, на это сказал, что на это нет никаких оснований, и то постановление, которое вынес Басманный суд, было законным и обоснованным, и только следователь, по мнению обвинения, может определять объем этого самого обвинения.

— Володя, поясни, пожалуйста, а в суде были претензии именно к оформлению документов, то есть эта жалоба в процессе еще может быть рассмотрена или нет, или никаких четких доводов все-таки не было представлено?

— Сам судья мотивировку, естественно, не озвучил, была только резолютивная часть им оглашена. Но известно, что сами адвокаты заявили, что сейчас уже результаты этих заседаний будут приложены к их жалобе в Европейский суд по правам человека, однако дальнейшие свои действия они пока не раскрывают, в ближайшие месяцы они определятся с новой линией защиты.

Я добавлю, что Ольга Михайлова, адвокат, которая тоже присутствовала на этом заседании, отметила в качестве аргумента, что по 105-й статье как раз минимальное наказание — это восемь лет лишения свободы, а по 277-й 12 лет предусмотрено, и это существенно отразится на наказании тех, кто убил Бориса Немцова.

Вся лента