СПЧ предложил новую систему поддержки региональных СМИ
К распределению грантов могут привлечь фонды и НКО
Госсубсидии на поддержку СМИ в субъектах РФ должны распределять не местные власти, а специальные региональные или окружные фонды, считают члены совета по правам человека при президенте. Эта идея прозвучала на заседании СПЧ, посвященном вопросу о совершенствовании поддержки СМИ в субъектах РФ. Предложения по этому вопросу СПЧ готовит по поручению президента к 20 марта. Замминистра связи Алексей Волин предложил дать возможность СМИ самим заработать, вернув им рекламу алкоголя, БАДов и рецептурных лекарственных препаратов.
Поручение подготовить «совместно с журналистским сообществом к 20 марта предложения о поддержке региональных и муниципальных СМИ» президент дал СПЧ в ноябре. Глава СПЧ Михаил Федотов заявил сегодня, что 42% госсредств выделяется региональным и муниципальным СМИ через госзакупки (14 млрд руб.), 24% составляют субсидии (около 10 млрд руб.), и всего 5% — гранты. «Эти деньги тратятся на информационное сопровождение органов власти, на освещение важных для региона тем. На практике пресса рассказывает о том, что делает губернатор: вот он разрезает ленточку здесь, вот он встречается с тем-то. Получается самопиар губернатора, о чем как раз говорилось и представителями ОНФ и главой государства»,— отметил он. Напомним, в Госдуму уже внесен инициированный ОНФ законопроект об уголовной ответственности за расходование губернаторами бюджетных средств на самопиар. Замминистра печати и массовых коммуникаций Алексей Волин сегодня предложил «распространить его на федеральные органы власти».
Министр считает, что региональным СМИ надо дать возможность заработать, «либерализовав рекламный рынок, вернув в СМИ рекламу алкоголя, рецептурных лекарственных средств и БАДов». Также он предложил поддерживать не только сами СМИ, но и распространение их через подписку и розничные сети. «Там, где есть серьезный рекламный рынок, дотаций нет»,— согласился с господином Волиным глава Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) Михаил Сеславинский. Он предложил детально проработать в законе о СМИ понятия федерального и регионального СМИ, отметив, что это поможет более четко распределять гранты Роспечати. По его данным, в 2015 году доходы региональных СМИ упали на 29%, и без господдержки они не выживут. Но, отметил он, может быть, стоит «направлять деньги в регионы не через Роспечать, а через НКО»: «Выбрать одну организацию, расширить экспертный совет».
Господин Федотов считает необходимым внести в закон о СМИ поправки, которыми «производство и выпуск СМИ», а также «распространение СМИ» признать «социально значимыми услугами». Член СПЧ Леонид Никитинский предложил определить, что такое социально значимые СМИ, которые, по его мнению, и надо поддерживать, а не «развлекательные и полезносоветные СМИ, которые позиционируют себя общественно-политическими». Он предложил создать региональные фонды, где будут «сидеть правильные люди и правильно делить деньги» между СМИ и «отдельными журналистами, в том числе, фрилансерами».
Идею создания фонда поддержал член Общественной палаты, президент издательства «Семь дней» Дмитрий Бирюков. Он считает, что фонды должны быть не региональными, ангажированными властями, а «межрегиональными или окружными». Однако главный редактор «Московского комсомольца», член СПЧ Павел Гусев не согласился с идеей подключения к распределению субсидий фондов, НКО: «У нас не Польша, у нас руководителями экспертных советов, общественных палат являются министры региональных правительств или редакторы лояльных властям газет, которые не будут защищать нелояльную газетенку». Господин Гусев пояснил “Ъ”, что «система грантов выгодна властям», которые не хотят рынка СМИ, рекламы, а хотят «манипулировать СМИ, как зверями в цирке: любишь меня, дам морковку». Член СПЧ, тележурналист Николай Сванидзе также сказал “Ъ”, что «не видит возможности» отучить власти махать дотациями перед СМИ, «как кусочком мяса перед собакой». По его мнению, надо либо отменить госдотации и дать возможность СМИ самим зарабатывать, либо реорганизовать систему господдержки: «Но разбить пару — региональные СМИ и власть — невозможно, это как разлучить Ромео и Джульетту».