«Власти не смогут адаптировать экономику без включения печатного станка»
Специальный репортаж Дмитрия Дризе
Советник президента Сергей Глазьев в очередной раз высказался за ограничения на валютном рынке и целевую эмиссию. Однако в российской власти все еще нет согласия, где взять дешевые деньги и за счет чего добиваться роста ВВП. Экономисты даже либерального толка уже стали признавать, что без запуска печатного станка обойтись не удастся. Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе считает, что окончательно вопрос решен так и не будет.
В макроэкономике нарастает хаос. Один крупный американский банк или хедж-фонд может дестабилизировать наш финансовый рынок. Необходимо защищаться от спекулятивных атак. Для этого нужны избирательные валютные ограничения, считает советник президента Сергей Глазьев. По его словам, выход — это целевая эмиссия исключительно для поддержки реального сектора, строго определенных, отобранных проектов. Одновременно, по всей видимости, экономист предлагает законодательно запретить выпускать эти деньги на валютный рынок. Ну, а инфляции не будет, считает Глазьев: например, у США и ЕС при гигантской эмиссии инфляция на нуле. Собственно, об этом же спорят и в правительстве. Ночное совещание Владимира Путина с министрами было посвящено источникам экономического роста — финансированию перспективных программ за счет кредитов ЦБ. К согласию так и не пришли. Центробанк указывает на непонятный принцип подбора проектов — кто быстрей добежал и пролоббировал, тот и выиграл. Минэкономразвития призывает не бояться, а скорее инвестировать госденьги. Позиции сторон понять нетрудно: Минэкономики отвечает за экономический рост, а ЦБ — за сдерживание роста цен. Гарантий никто не дает. Кроме инфляции, есть еще и некоторый риск, что деньги либо украдут, либо купят доллары и выведут из страны. Здесь, наверное, и должны помочь ограничения. Вопрос настолько важный, что уже давно обсуждается у президента, но решения нет. Владимир Путин рассказал об этом на недавнем съезде Торгово-Промышленной палаты.
«Вы что предлагаете — чтобы фонд выпустил бумажки под 4%, а эти бумажки купил бы Центральный банк. Как? Нет никакого другого пути, кроме эмиссии. 400 млрд руб. дополнительно Центральный банк должен эмитировать и выпустить в экономику», — заявил Путин.
Председатель совета директоров МДМ-банка, экономист либерального толка Олег Вьюгин считает, что российские власти не смогут адаптировать экономику и бюджет к низким ценам на нефть без включения печатного станка. Не исключено, что других механизмов просто нет — внешние рынки закрыты, дешевых кредитов взять негде. У государства большие социальные обязательства. Но есть, опять же, так называемая либеральная модель развития, о чем говорится на протяжении последних 10 лет как минимум, — нужно в первую очередь сокращать госрасходы, бороться с коррупцией, снижать давление на бизнес и, естественно, непопулярные меры, такие как повышение пенсионного возраста, заморозка зарплат бюджетников, сокращение оборонных и других силовых расходов. Понятно, что власть опасается резких шагов, тем более в выборный год. Здесь, видимо, просится некое половинчатое решение, которое также непонятно, как принимать. Можно было бы попробовать, например, залатать бюджет с помощью приватизации, но и здесь тоже не все гладко — конъюнктура плохая, за высокую цену госактивы не продать. Владимир Путин дает понять: пока что он слушает позиции сторон, и не более.
«Некоторые наши коллеги считают, что действительно ничего страшного с точки зрения влияния на инфляционные процессы не произойдет, а некоторые опасаются, что инфляция может скакнуть. Если это случится, то тогда все наши усилия по поддержке малого и среднего бизнеса обнуляться. Вот такая дискуссия идет между господином Белоусовым, Шуваловым, Улюкаевым, Силуановым. Я все время выслушиваю это, почти каждый день. И вы знаете, я пока воздержусь от конкретных поручений, потому что здесь нужно быть очень осторожным», — считает Путин.
При всем при этом есть существенные изменения в риторике российской власти. Еще, наверное, полгода назад идеи о валютном регулировании или эмиссионной накачке экономики категорически исключались. Позиция Сергея Юрьевича Глазьева зачастую воспринималась теми же либералами как страшилка. Теперь о том же спорят ЦБ и Минэкономразвития, об этом же говорит и Олег Вьюгин. То есть нынешний курс правительства и Центробанка явно не идеален. Экономике нужны инвестиции, а где их взять? Может так случиться, что другого выхода, кроме эмиссии, не будет. Санкции, похоже, надолго, если не навсегда. Конечно, ситуацию может спасти возвращение нефтяных цен на более или менее приемлемый уровень. Для этого принимаются меры политического характера. Похоже, на это очень надеются во власти. Может быть, повезет, а может, и нет. Если нет, придется решать, печатный станок или либеральный курс. Третьего не дано.