«Кардинально ситуация на АвтоВАЗе меняться не будет»
Президентом компании назначен глава румынского отделения Renault Никола Мор
Новым президентом АвтоВАЗа стал гендиректор Renault в Румынии Никола Мор. Совет директоров компании официально утвердил его кандидатуру. Никола Мор сменит на этом посту шведского топ-менеджера Бу Андерссона, который руководил заводом с 2013 года. Решение вступит в силу 4 апреля, когда Андерссон закончит передавать дела преемнику. Слухи о предстоящей смене руководства АвтоВАЗа появились несколько месяцев назад. Одной из причин перестановок источники называли финансовые показатели завода. По итогам прошлого года, чистый убыток компании увеличился втрое и превысил 70 млрд руб. Исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов обсудил тему с ведущим «Коммерсантъ FM» Петром Косенко.
— Давайте попробуем проанализировать, насколько смена одного топ-менеджера из группы Renault на другого топ-менеджера из группы Renault позволит изменить каким-то образом ситуацию на АвтоВАЗе, как вам кажется?
— Я думаю, что кардинально ситуация на АвтоВАЗе меняться не будет. Андерссон, будем говорить, запустил линейку новых моделей и сократил персонал, то есть он сейчас создал некую площадку для того, чтобы увеличивать продажи, увеличивать долю рынка. Но при этом он сделал это достаточно быстро и во многом за счет производителей компонентов Renault-Nissan.
Из-за того, что изменился курс валют, сейчас во многом у АвтоВАЗа избытки. Поэтому для того, чтобы ситуацию поменять, я думаю, стратегически нужно будет работать над тем, чтобы все-таки было производство российских компонентов — локализация увеличилась. Это будет одна из задач. И второй момент, я думаю, что будет изменена вообще структура руководства с тем, чтобы не замыкалась ответственность на одном человеке, вся ответственность принятия операционных решений — так, как было при Андерссоне.
— То есть получается, что, по большому счету, если так смотреть, непрофессиональным взглядом, произошла исключительно смена топ-менеджера — предыдущего обвинили в недостатках предыдущего периода. Новый будет, в свою очередь, чист от этих самых укоризненных обвинений, правильно получается?
— Я думаю, во многом это так. Задачи, поставленные перед Андерссоном, насколько я понимаю, были решены, но в силу того, что произошло на рынке, он попал в неудачную ситуацию. Еще один момент, что как я уже сказал, — он решал такие краткосрочные и быстрые задачки постановки на производство новых автомобилей, при этом не обращал внимания ни на работу с российскими производителями компонентов, ни на какие-то социальные составляющие. То есть он работал как менеджер.
— Кризисный менеджер, как сейчас модно говорить?
— Ну, наверное.
— Хорошо, одним из самых серьезных упреков Андерссону — правда, упреки, которые озвучивались из источников близких, официально озвучены не были, — это то, что он не решил задачу того самого пресловутого импортозамещения, не локализовал производство компонентов, узлов, агрегатов. Напротив, он всячески этому препятствовал. Насколько это действительно серьезная проблема?
— Для того чтобы быстро поставить на производство автомобиль, он шел таким путем: есть производитель компонентов высокого качества, готовый увеличивать объемы поставки, — собственно, он с ними, в первую очередь, и работал. С российскими производителями это гораздо более сложный и длинный путь. Может быть, и более дорогой на моменте именно начала. Поэтому он как бы пошел таким путем, который привел к сегодняшнему результату.
— Если очистить ситуацию с АвтоВАЗом от политического контекста и оставить лишь контекст экономический, как вам кажется, у нового главы АвтоВАЗа Никола Мора есть шансы в обозримом будущем, в перспективе на несколько лет каким-то образом переломить ситуацию с тем же самым спросом на продукцию компании?
— Я думаю, что сейчас у АвтоВАЗа ситуация, в принципе, хорошая. Потому что есть новые конкурентоспособные автомобили, и уже была проделана достаточно большая работа по изменению имиджу Lada. В том числе, может быть, отчасти благодаря и его личному постоянному появлению на публике и работе над этой темой. Поэтому я думаю, что у АвтоВАЗа возможности сейчас есть.