Новая бюджетная нормальность
Правительство возвращается к трехлетнему циклу финансового планирования
Федеральный бюджет, уже решено в Белом доме, возвращается к трехлетнему формату. Бюджет на 2017-2019 годы, с планом-графиком подготовки которого ознакомился "Ъ", начнут составлять рано: уже в марте—начале апреля нужны будут основные предложения и предварительные расчеты от ведомств. Бюджетный процесс, видимо, будет синхронизирован с правкой в апреле—мае бюджета 2016 года. Затем подготовка следующего бюджета будет идти в стандартном режиме: 21 сентября правительство должно получить бюджет из Минфина в окончательной версии вместе с проектом бюджетного прогноза до 2030 года. Чисто техническими споры вокруг бюджета в этом году быть не обещают. В 2019 году закончится "политический мораторий" на изменение ставок налогов, первые решения на послевыборный год можно и нужно принимать уже сейчас.
Правительство возвращается к трехлетнему бюджету. Как стало известно "Ъ", Белый дом от имени первого вице-премьера Игоря Шувалова еще 26 февраля обратился к ведомствам с поручениями по реализации разосланного им графика подготовки проектов законов о бюджете на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов. Из формулировок пунктов плана следует, что однолетний бюджет, на который правительство перешло из-за неожиданного падения доходов и смены нефтяной конъюнктуры, себя исчерпал. Хотя технически вернуться к этому формату Белый дом может (для этого ранее принимались специальные законы, приостанавливающие действия отдельных положений Бюджетного кодекса сроком на 2015 и 2016 годы), трехлетний бюджет уже готовится. Минэкономики, по данным "Ъ", еще 1 марта направило в ведомства методические рекомендации по определению ассигнований на 2017-2019 годы, к 18 марта ведомства должны представить в Минфин и Минэнерго первичные прогнозы и статистику, а Минтруд — первичные же предложения той части "Основных направлений налоговой политики на 2017-2019 годы", которые касаются страховых взносов на три года вперед.
Сложность бюджетной ситуации 2016 года уникальна — дело в том, что Минфину и Минэкономики придется администрировать не только бюджетный процесс на три года вперед, но и организовывать множество как тактических, так и стратегических дискуссий. Напомним, "антикризисный план" Белого дома, в марте 2016 года подписанный премьер-министром Дмитрием Медведевым, имеет финансирование по текущему закону о бюджете на этот год из антикризисных фондов правительства только наполовину. Вторую половину финансирования может дать президент Владимир Путин, но лишь из средств, сохраняющихся сейчас в силу заморозки накопительной части пенсии (342 млрд руб.). Другие претенденты на эти деньги — военные и социальный блок Белого дома. Вице-премьер Ольга Голодец, отметим, вчера сообщила, что решений о заморозке накопительных пенсий на 2017 год не принято, хотя Белый дом обсуждал этот вариант в прошлый четверг (см. подробнее "Онлайн").
Впрочем, это как раз вопрос тактики, к тому же технически этот вопрос увязан с поправками к бюджету на 2016 год. Минфин настоял на том, что с ними торопиться не надо, они появятся не раньше апреля. Стратегически же проблема намного больше. Трехлетний бюджет — это еще и дискуссии о том, что будет после выборов президента в 2018 году, когда заканчивается срок неофициального, но строго соблюдаемого Владимиром Путиным моратория на изменение ставок налогов и сборов. 2019 год должен фигурировать в бюджетных проектировках, поэтому принципиальные решения о том, что будет написано в этих разделах бюджета, нужны сейчас.
Де-факто правительство, согласно графику, обсудит конструкцию бюджета в два приема. Первый — раньше, чем обычно: сценарные условия на 2017-2019 годы Минэкономики представит в бюджетную комиссию до 29 марта, а ЦБ пришлет в Минфин и Минэкономики предложения по трехлетней денежно-кредитной политике 22 апреля. В мае--июне бюджетный процесс вернется в привычный график, уточненные и уже полностью реалистичные предложения по сценарным условиям от Минэкономики, как и прочие требуемые от других ведомств документы, поступят в Белый дом в июне. Проектировки бюджетных расходов будут составляться в июне--июле. Собственно, законопроект о бюджете правительство должно, как это обычно и было, одобрить 15 сентября, а к внесению в Госдуму весь пакет бюджетных документов на 2017-2019 годы (включая проектировки по внебюджетным соцфондам и документы ЦБ) должен быть подготовлен 21 сентября.
То, что новый трехлетний бюджет не должен быть "компромиссным" и "переходным", а содержать принципиальные решения по новым налогам, по пенсионной системе, по ряду других вопросов, показывает лишь одна деталь. Лишь по итогам завершившегося бюджетного процесса на 2015-2017 годы ведомство Антона Силуанова готово внести в Белый дом проект бюджетного прогноза РФ на период до 2030 года. Без уже принятых весенних решений по самым спорным вопросам экономполитики, вступающих в силу с начала 2018-го и начала 2019 года, долгосрочный бюджетный прогноз просто не имеет смысла.