Дело "Росгосстраха" вернули в прокуратуру
Суд посчитал обвинение противоречивым
Приморский райсуд Санкт-Петербурга после почти полутора лет судебного разбирательства вернул в городскую прокуратуру громкое уголовное дело о незаконном обналичивании 500 млн рублей, в схеме которого был задействован региональный филиал компании "Росгосстрах". Членам преступной группы, в которую, по версии следствия, входили заместитель руководителя филиала "Росгосстраха" Татьяна Никитина и директор департамента партнерских продаж Дмитрий Синишев, было предъявлено обвинение в незаконной банковской деятельности. Сотрудники страховой компании настаивают на своей невиновности.
Разработкой группы "обнальщиков" занимались петербургские чекисты, которые летом 2013 года передали свои материалы в региональное управление СКР по Петербургу, которое возбудило уголовное дело по ст. 172 УК (незаконная банковская деятельность). В Северной столице были задержаны первый заместитель главы филиала "Росгосстраха" в Петербурге и Ленобласти Татьяна Никитина и директор департамента партнерских продаж филиала Дмитрий Синишев, а также учредители ООО "Страховой брокер Бранш" Ольга Вилкова и Наталья Волковыская, гендиректор "Бранша" Сергей Вилков и Андрей Федоров, который неофициально занимался в "Бранше" управлением экономического учета.
По версии следствия, организаторами финансовой аферы, которая была осуществлена в Петербурге в период с сентября 2010 года по июль 2013 года, были Вилкова и Волковыская. На "обнальной площадке", созданной на базе законной деятельности филиала "Росгосстраха", как подсчитало следствие, было обналичено свыше 500 млн рублей, а доход обвиняемых составил порядка 20 млн рублей. Согласно материалам дела, филиал страховщика заключил договоры с "Браншем" и рядом фирм-однодневок, которые были подконтрольны предполагаемым членам преступной группы, и документально оформил выдачу им полисов для продаж. На самом же деле, по мнению ГСУ СКР, полисы попадали к районным подразделениям "Росгосстраха", где и продавались за наличные. Далее, как предполагает следствие, деньги аккумулировались у Дмитрия Синишева, к которому они поступали вместе с отчетами о продажах страховых полисов.
Параллельно продажам, по версии следствия, на счета фирм-однодневок заводились безналичные средства от коммерсантов, желавших их обналичить (эта услуга обходилась бизнесменам в 4%). Безналичные средства по фиктивным договорам перечислялись на счета подставных фирм, имевших договоры со страховщиком на продажу его полисов. Затем деньги переводились на счета регионального филиала "Росгосстраха". Взамен, как следует из материалов дела, Синишев и Никитина передавали своим предполагаемым подельникам, Вилковой и Волковыской, наличные, которые Федоров и Вилков, в свою очередь, раздавали коммерсантам.
На днях Приморский райсуд Петербурга, в котором судебное разбирательство длилось почти полтора года, вернул дело в городскую прокуратуру Петербурга. Суд пришел к выводу, что обстоятельства, изложенные в обвинительном заключении, противоречивы, что нарушает право подсудимых на защиту, и в целом не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В частности, суд отметил, что следствие неправильно подсчитало как размер обналиченного, так и размер извлеченного подсудимыми дохода. Прокуратура возражала, отметив, что ошибки, имеющиеся в обвинительном заключении, могут быть устранены в ходе судебного разбирательства. Адвокат Евгений Тонков, представляющий интересы Волковыской, заявил, что возврат дела противоречит интересам его подзащитной. Остальные адвокаты оставили этот вопрос на усмотрение суда.
После процесса господин Тонков заявил "Ъ", что намерен обжаловать постановление Приморского суда, отмечая нарушение прав его клиентки Волковыской на защиту, на справедливое и непредвзятое судебное разбирательство. "Из выводов суда после почти полутора лет исследования материалов следует, что моя подзащитная не могла быть признана виновной в совершении вменяемого ей преступления, поскольку предъявленное ей обвинение несостоятельно. Однако суд, возвращая дело надзорному ведомству, дает возможность прокуратуре и региональному управлению СКР "доработать" обвинение, перепредъявить его моей клиентке в редакции, устраивающей суд", — пояснил адвокат.