«Компании инвестируют в Россию, чтобы быть ближе к отечественному потребителю»
L'Oreal планирует нарастить производственные обороты в России
L'Oreal расширит производство в России. Как сообщила пресс-служба компании, до лета 2017 года группа вложит в свой завод под Калугой 2,5 млрд руб. В L'Oreal рассчитывают, что после этого производительность предприятия вырастет почти вдвое. Сейчас на заводе производятся средства для волос. По данным СМИ, к ним добавятся и товары для ухода за кожей. В L'Oreal уточнили, что расширение производства обусловлено растущим спросом. Однако пока неизвестно, будет ли завод компании производить косметику только для российского рынка или часть товаров будет уходить на экспорт. Исполнительный директор содружества «Русбренд» Алексей Поповичев ответил на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Петра Косенко.
— Насколько верное решение принимает компания в текущей экономической ситуации? Хотя сегодня Минпромторг предложил крупным компаниям, присутствующим на рынке, производить здесь, увеличивать здесь производство. Тем не менее, насколько рискованно это сейчас?
— Вы знаете, наверное, это говорит о том, что компании продолжают следовать своим стратегическим планам и инвестируют в Россию, в том числе, чтобы быть ближе к отечественному потребителю, и переносят производство наиболее потребляемых категорий своей продукции. Я думаю, это вполне логично. Если мы говорим про нашу ассоциацию, куда входит большое число крупных международных производителей, все они работают, в среднем, более 20 лет в России и имеют существенные инвестиции, которые исчисляются десятками миллиардов долларов.
— Хорошо, если говорить о производителях, которые входят в «Русбренд», насколько они стремятся к локализации производства? Насколько высок ее уровень, тем более в нынешних экономических условиях, когда, очевидно, западным производителям, с учетом курса рубля, выгодно размещать производство у нас?
— Вы знаете, мы, наверное, говорим о том, что производители, в том числе международные, сохраняют веру в Россию — это хороший знак.
— Я прошу прощения, я не могу не прокомментировать. «Веру в Россию» в том смысле, что здесь продолжают мыть голову, например, да?
— В России потребляют много чего, в том числе и моют голову, используют средства для ухода за кожей. Наши женщины являются большими любительницами и потребительницами косметики. Я бы хотел, во-первых, сказать, что 75% потребления в наиболее больших категориях парфюмерии и косметики, как средняя и нижняя ценовая — то есть это наиболее потребляемая продукция, — 75% производят на территории Российской Федерации, включая локальное производство и крупнейших международных производителей.
Мы также можем говорить об огромных вложениях, которые были сделаны и в другие производства. Сейчас идет быстрыми темпами локализация производства памперсов, поэтому, если мы говорим про инвестиции в локализацию производства, то все производители, которые имеют долгосрочную стратегию в отношении России, производство развивают — ну, как минимум, не закрывают.
— А это характерно именно для России или это такая общемировая тенденция?
— Россия является крупным рынком. Плюс всегда крупные компании рассматривали Россию как некий хаб, через который могли бы снабжаться другие страны — как минимум, СНГ. Я знаю о том, что некоторые компании производят и экспортируют свою продукцию не только в страны Восточной Европы и бывшего Советского Союза, но и в западные страны. Мы можем говорить об экспорте кофе, например, а также другой продукции.
— То есть получается, что те товары, которые производятся компаниями на территории России, идут на экспорт — не только для внутреннего российского рынка?
— Да, некоторые идут.
— А можете привести наиболее яркие примеры, понятные слушателям?
— Насколько я знаю, компания Jacobs, которая имеет большое производство кофе в России, экспортирует кофе в страны Африки, по-моему, Восточной и Западной Европы.
— А что касается той же косметики, парфюмерии, может быть?
— Я, к сожалению, не располагаю такими сведениями. Но, насколько я догадываюсь, те мощности, которые у нас имеются, позволяют закрывать и другие рынки, как минимум, рынки нашего нового Евразийского экономического союза, из России снабжаются рынки Казахстана, Киргизии и Белоруссии.
— Что касается производства, очень часто — имеется в виду в принципе производство промтоваров, — приводится в пример Китай как страна, в которой производство налажено крупнейшими мировыми брендами и компаниями. А с другой стороны, стоимость рабочей силы там достаточно невысокая. Россия может по этим параметрам конкурировать с Китаем?
— Как показывает практика, может. Конечно, есть вопросы, которые могут помешать в дальнейшем благоприятному развитию, сейчас идет много дискуссий в правительстве о легализации, допустим, параллельного импорта — то есть ввоза продукции без разрешения правообладателя. Конечно, это может негативно сказаться на отечественном производстве.
Из опыта России мы можем говорить, что, конечно, сильно влияет увеличение на рынке предложения контрафактной продукции, которое в принципе свойственно кризисным ситуациям. Есть много факторов, которые могут негативно сказаться, но в целом производство в России, локальное производство по-прежнему остается привлекательным для международных компаний.