Антикризисный Юг
Экономика юга России доказала свою устойчивость, продемонстрировав рост выше среднероссийского даже в ситуации экономического кризиса. Главным преимуществом региона эксперты называют сильную аграрную составляющую. Когда в результате контрсанкций вырос спрос на продукты питания, аграрии Юга смогли его частично удовлетворить, развивая собственное производство. Еще один плюс — географическое положение: через юг России проходит множество грузопотоков, что делает востребованной транспортно-логистическую структуру. Кроме того, на Юге традиционно сильны инновационные производства.
АПК как стратегическая отрасль
Именно сельхозпроизводству и сельхозпереработке уделялось основное внимание при разработке и реализации программы импортозамещения. Юг традиционно регион с большой аграрной составляющей. «Опорные точки развития юга России — это, в первую очередь, пищевая промышленность и сельскохозяйственное производство. Дополнительным драйвером роста данных секторов является их стимулирование со стороны правительства РФ»,— констатирует Рамиль Каримов, аналитик-эксперт экспертной ассоциации Investpoint. В прошедшем 2015 году территории юга России смогли использовать предоставившуюся возможность для наращивания мощности своего АПК.
Юг России уже несколько лет не только полностью обеспечивает себя зерном, но является его крупнейшим продавцом и экспортером. Сегодня растениеводство региона решает более частную задачу — наращивание производства тех зерновых культур, которые страна все еще импортирует, с тем чтобы заменить на внутрироссийском рынке большую часть импорта. Так, например, в 2015 году на Кубани было собрано 945 тыс. т риса (+2% к уровню 2014 года). А в 2016-м планируется обеспечить урожай в объеме 1 млн т. По словам губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева, для этих целей в севооборот возвращено 10 тыс. га рисовых чеков в Темрюкском районе, которые в управление краю передал федеральный центр.
На Ставрополье за прошедший год тепличными комплексами произведено 35,4 тыс. т овощей (+130% к уровню 2014-го). За ближайшие два года в крае планируется увеличить площадь теплиц еще более чем в два раза. Объем производства тепличных овощей должен при этом вырасти примерно в два с половиной раза. Благодаря государственной поддержке на Ставрополье в прошлом году заложено 230 га виноградников. Также правительство края планирует приобретение специализированной техники, проведение реконструкции старых виноградников. Итогом этой работы должно стать производство не менее 30 тыс. т винограда, в том числе для потребления в крае в свежем виде — не менее 1,2 тыс. т в год.
В Ростовской области несколько лет назад произошло импортозамещение в производстве мяса индейки. Как отметил представитель компании «Евродон» Алексей Меркулов, сегодня «Евродон» производит 44,5 тыс. т индюшатины, а к 2017 году собирается довести этот показатель до 130 тыс т. Предприятие активно развивает производство мяса утки.
Пока еще проблемной остается отрасль мясо-молочного животноводства, но и здесь Юг уже делает шаги для решения проблемы. Так, в Ростовской области создан кластер «Донские молочные продукты». В него вошли не только производственные предприятия, работающие на территории региона, но и переработчики молока, аграрные вузы, банки и органы власти.
По словам замгубернатора Ростовской области Вячеслава Василенко, за пять-семь лет кластерный подход поможет нарастить объем производства молока на 100 тыс. т в год на сельхозпредприятиях и в фермерских хозяйствах. Участие в проекте группы компаний «ПродАльянс» (Сингапур, Ростовская область, Волгоградская область) и ГК «Степь» (Краснодарский и Ставропольский края), а также партнерство с изобретателем нескольких ключевых технологий молочного производства — шведской компанией DeLaval — придает донскому молочному кластеру межрегиональный статус. Причем политическая ситуация не стала препятствием для зарубежных участников: выгоды бизнеса перевешивают.
Еще один уникальный проект — строительство агробизнес-инкубатора в Республике Адыгея. Объект АПК стоимостью более 1 млрд руб. возводится в Гиагинском районе. Здесь будут представлены как растениеводческие хозяйства, так и мясо-молочные предприятия.
Деньги из-за рубежа
В условиях снижения стоимости национальной валюты конкурентоспособность российских товаров на внешнем рынке растет. Так, на долю холдинга «Юг Руси» приходится треть российского экспорта подсолнечного масла (продукция реализуется в Белоруссию, Казахстан, Узбекистан, Германию, Францию, США, на Кубу). Оболочки и термоусадочные пакеты для производства и упаковки колбас, сосисок и сыров ООО «ПКФ „Атлантис-Пак“» приобретают 58 стран ближнего и дальнего зарубежья. ООО «Аксайский консервный завод» поставляет свою продукцию во Францию, Канаду, Израиль, США. Таких примеров можно привести множество.
В 2015 году в экспортную деятельность начали активно включаться и предприятия из группы МСБ. Эксперты видят для этого немало возможностей. Это и господдержка, и работа торгово-промышленных палат регионов, и создание агентства по страхованию экспортных кредитов ЭКСАР. «Для предприятий юга России точкой роста может стать инициатива российского президента Владимира Путина по созданию электронной платформы для выхода на экспортные рынки среднего и малого бизнеса РФ,— говорит о еще одной возможности региональный директор ГК «ТендерПро» по Китаю и Средней Азии Тимофей Ким.— Россия стремится создать отечественные площадки для онлайн-торговли российскими товарами за рубежом. В первую очередь речь идет о сельхозпродукции и о продовольствии. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев отметил, что объем валютной выручки, получаемой от экспорта сельхозпродукции, потенциально стремится к тому, чтобы занять положение углеводородов. Потребление продовольствия растет, эта тенденция объективная».
Чем возить и как хранить
Расширение рынков сбыта влечет за собой рост спроса на услуги логистики. Появляются инвесторы, готовые вкладывать средства в создание логистических комплексов на юге России. В кризисном 2015 году компания Itella открыла новый логистический комплекс в Ростовской области. По словам генерального директора Itella в России Николая Воинова, южный регион давно интересен компании. «У нас есть отделение в порту Новороссийска. И мы верим, что этот порт будет играть важную роль при изменившихся транспортных потоках. Прогнозируем, что, несмотря на кризис, интерес компаний-клиентов к присутствию на юге России сохранится»,— уверен эксперт.
Еще один международный логистический оператор — компания «Луис Дрейфус Коммодитиз Восток» (входит в международную группу Louis Dreyfus) — заявил в прошедшем году крупный инвестпроект строительства терминала по перевалке сельхозпродукции и готов вложить в него 1,5 млрд руб. инвестиций.
В Краснодарском крае для аккумулирования и хранения преимущественно сельхозпродукции и продуктов сельхозпереработки местных производителей, по информации Вениамина Кондратьева, в 2016 году должно заработать четыре логистических комплекса и в 2017-м — еще семь.
Андрей Белоедов, исполнительный директор по продажам и маркетингу компании REHAU в Восточной Европе, связывает перспективы развития логистики в том числе и с туристической отраслью (предпочтения отдыхающих россиян все больше перетекают на родину) и необходимостью «обустраивать» новый российский регион — Крым. «Полуостров необходимо застраивать, делать привлекательным для отдыха, жизни и бизнеса, серьезные участники рынка делают все возможное, чтобы тоже принять участие в данных процессах. У нас, например, помимо собственного склада на территории республики, есть филиалы в Ростове-на-Дону и Краснодаре, торговые представители в Пятигорске, Ставрополе и Волгограде. Для компании данный регион является одним из наиболее перспективных и имеет полное право называться стратегически важным»,— комментирует эксперт.
Большую роль в развитии логистики на юге России сыграли инвестиционные проекты, связанные со спортивными событиями международного масштаба — прошедшей сочинской Олимпиадой и будущий ЧМ-2018. Серьезно усовершенствовалась транспортная инфраструктура в Краснодарском крае, в Ростовской области создается современный аэропортовый комплекс «Южный». Используя возможности этого транспортного узла, «Почта России» вошла на Юг со своим инвестпроектом — строительством логистического терминала, третьего в России. Как отмечает губернатор Ростовской области Василий Голубев, аэропортовый комплекс является примером для привлечения частных инвесторов. Надо активнее применять этот опыт, формируя портфель инвестиционных проектов, считает губернатор.
Высокотехнологичное импортозамещение
Еще один источник развития экономики Юга — развитие инновационных и высокотехнологичных производств. «Я считаю, что в перспективе наименьшему воздействию кризиса будут подвержены те компании, которые занимаются любыми высокотехнологичными продуктами, а именно продукты и сервисы с высокой долей интеллектуальной составляющей и большой добавленной стоимостью,— комментирует Леонид Богуславский, первый заместитель генерального директора НПО «Родина» (предприятие-партнер ТАНТК им. Бериева).— Даже в кризис есть спрос на ИТ, потому что удачное внедрение, например, ERP-систем существенно снижает издержки бизнеса. По оценкам агентства Bloomberg, Россия занимает 12-е место в списке 50 самых инновационных экономик мира».
Президент НАИРИТ Ольга Ускова отмечает, что, согласно полученным ассоциацией данным, одним из основных стимулов инновационной активности субъектов РФ является реализация программы импортозамещения. Технологии, которые раньше закупали за рубежом, теперь необходимо разрабатывать самостоятельно. Доктор технических наук Геннадий Лошкарев, директор ООО НПФ «Аквазинэль» (Краснодарский край), согласен, что санкции дают России шанс для внедрения отечественных инноваций. При этом отечественные разработки должны не копировать, а превосходить зарубежные образцы, уверен эксперт.
Несмотря на то что юг России традиционно считается аграрным регионом, с каждым годом здесь появляется все больше инновационных производств.
В Ростовской области в 2015 году создан научно-производственный кластер «Южное созвездие». В списке участников «Южного созвездия» крупные промышленные и малые инновационные предприятия, профильные вузы, представители органов власти и поддержки бизнеса. Основная цель созданной структуры — консолидация производственного, научно-образовательного, инновационного, организационного, административного потенциала организаций-участников, создание высокотехнологичных производств, внедрение инноваций за счет обеспечения эффективного взаимодействия науки, бизнеса и власти.
В Краснодарском крае основной объем инноваций связан с сельским хозяйством. Наиболее значимое направление — семеноводство и селекция. На развитие лабораторий селекции, разработку биотехнологий для улучшения почв, развитие садоводства и овощеводства с использованием современных технологий бюджетные средства выделяются регулярно. Так, за 2015–2016 годы власти региона намерены выделить на эти цели около 600 млн руб.
Своеобразие инновационного развития Ставропольского края связано с химической и фармацевтической промышленностью. Здесь создан региональный индустриальный парк «Фармацевтика». Среди резидентов ОАО НПК «Эском», ЗАО «Биоком», ФГУП «Ставропольская биофабрика», ОАО НПО «Пульс+», ЗАО «Ст.-Медифарм», филиал ФГУП НПО «Микроген» «Аллерген». Планы развития парка: производство готовых лекарственных препаратов с использованием нанотехнологий с объемом производства 5 млрд капсул и таблеток в год — выглядят вполне реально на фоне растущего спроса на отечественные препараты.
Локализация импортных производств
В условиях кризиса зарубежные игроки усиливают свое присутствие в России. Завод «Клаас» в Краснодарском крае ввел в эксплуатацию новое производство. Теперь детали и крупные узлы комбайна Tucano 450 изготавливают непосредственно на заводе. Здесь же ранее импортируемый материал проходит все этапы технологической цепи, начиная с раскроя, гибки, сварки и окраски металла и заканчивая сборкой готовой продукции. Помимо выпуска с конвейера комбайнов произведенных полностью в России, новое производство комплектующих на заводе «Клаас» взяло ориентир на экспорт. Комплектующие из России, ничем не отличаясь от произведенных на головном предприятии, в силу изменения курса валюты оказались значительно дешевле.
«Мы планируем продолжать углублять локализацию по сборке экскаваторов-погрузчиков в России,— рассказывает Сергей Харитонов, директор по развитию JCB Russia.— Этот проект реализуется совместно с нашим дилером по строительной технике — ЗАО „Лонмади“ (предприятие имеет представительство в Ростовской области)».
«„Sika Россия“ за последний год значительно нарастила производственные мощности в России, и, как результат, это позволяет нам быть более конкурентоспособными»,— подтверждает Сергей Березовка, финансовый директор «Sika Россия». Эксперт отмечает, что несмотря на кризис компания Sika не только не остановила строительство новых заводов в 2015 году, но и в полном объеме профинансировала запуск двух производств на территории России, в том числе завод сухих строительных смесей в Волгограде. Таким образом, еще одним источником инвестиций и налоговых поступлений становятся иностранные производители.
Все это точки роста, фундамент для которых в виде господдержки, госгарантий и налоговых льгот был заложен еще до того, как кризис вступил в активную фазу. «При условии оказания анонсированной государством поддержки легкой промышленности и сферы туризма, вполне вероятно, что в среднесрочной перспективе они станут одними из драйверов роста экономики региона»,— считает Роман Каримов.