Столичные маршрутки переходят на проездные
Из пятисот частных маршрутов в Москве не останется и половины
В столичной мэрии объявили, что в июне москвичи смогут ездить на маршрутках по городским проездным билетам и социальных картам. Это часть реформы общественного транспорта, в рамках которой перевозчики выйдут на 211 маршрутов на новых автобусах стандарта «Евро-5». По данным “Ъ”, в августе 2016 года большая часть из действующих 509 частных маршрутов будет отменена, что, по мнению некоторых экспертов, приведет к очередям на остановках. Впрочем, перевозчики заверяют, что качество услуг не ухудшится, так как большая часть нового автопарка — это автобусы средней и большой вместимости.
О том, что с июня 2016 года в маршрутках начнут принимать социальные карты, проездные ТАТ, карты «Тройка» и обычные городские билеты на общественный транспорт, вчера сообщили на сайте столичной мэрии. Водителям маршруток при этом запретят продавать проездные билеты во время движения, проводить высадку и посадку пассажиров вне остановок, а также двигаться со скоростью более 60 км/ч. Передвижение и скоростной режим маршруток будет отслеживаться с помощью системы ГЛОНАСС, к нарушителям применят штрафные санкции, пообещали в столичном департаменте транспорта.
Нововведения связаны с реформой общественного транспорта, которую столичные власти проводят с октября 2014 года. Тогда в мэрии решили установить новые правила игры для частных перевозчиков, выставив на 63 аукциона 211 городских маршрутов общественного транспорта общей стоимостью 47,5 млрд руб. (контракты рассчитаны на пять лет). Победители конкурса должны были закупить автобусы экологического стандарта «Евро-5», раскрасить кузова в синей цветовой гамме (единой с городским транспортом) и принимать к оплате проездные и социальные карты. В апреле 2015 года были разыграны два контракта на три маршрута: победители компании «Автокарз» и «Транс-Вэй» выпустили на линии микроавтобусы Mercedes Sprinter и Peugeot Boxer в 2015 году, причем одного из перевозчиков, по сведениям “Ъ”, уже оштрафовали на 150 тыс. руб. за нарушение водителями автобусов скоростного режима. Осенью прошлого года власти провели конкурсы на оставшиеся маршруты. По словам экспертов, перевозчики проявляли мало интереса к первым аукционам, поскольку для участия в них нужно было вносить 150 млн руб. (позднее требование было отменено). Операторами перевозок по новой модели также стали компании «Трансавтолиз», «Гепарт», «Таксомоторный парк №20», «Альфа Грант», ТК РИКО и «Гортакси».
Между тем с августа 2016 года около 300 ныне действующих частных маршрутов планируется отменить: по данным “Ъ”, соответствующий документ в феврале был разослан перевозчикам столичным департаментом транспорта. Факт существования распоряжения “Ъ” подтвердил гендиректор «Автолайна» Александр Тур (структурам его компании досталось 38 аукционных лотов на 128 городских маршрутов). В Московском транспортном союзе ранее приводили данные, что в ходе реформы из 509 действующих частных маршрутов в Москве власти оставят 211, а из 4,6 тыс. автобусов — 2,1 тыс. Отметим, что в июле 2015 года Мосгордума приняла поправки к столичному законодательству, установив штрафы в размере до 1 млн руб. за использование перевозчиками маршрутов, не утвержденных городскими властями. Президент Московского транспортного союза Юрий Свешников ставит под сомнение законность закрытия маршрутов и собирается обжаловать эти действия в судах и Федеральной антимонопольной службе. «Из 60 перевозчиков останется восемь, для остальных предпринимательская деятельность прекращается из-за действий властей»,— говорит эксперт, который также сетует на убыточность новой модели мэрии для транспортных компаний.
Юрий Свешников не исключает, что пассажирам в Москве от реформы «будет только хуже»: «сократится маршрутная сеть, в два-три раза увеличится интервал движения автобусов». Гендиректор «Автолайна» Александр Тур говорит, что сейчас на маршрутах задействовано 1,5 тыс. автобусов, а после ввода в эксплуатацию по новым правилам на линиях останется 1,1 тыс. машин. Однако он не соглашается, что качество перевозок упадет, поясняя, что две трети нового автопарка его компании по условиям контракта составят автобусы средней (МАЗ-206 и VSN-700 на шасси Iveco) и большой вместимости (МАЗ-203).