Дни напролет
Двадцать мгновений весны
Проволока на заборах под высоким напряжением с надписями на английском и африкаанс "не влезай — убьет!" традиционно служит составляющей частью любого более-менее стоящего объекта в южноафриканских городах. Взявшись за ручку одного из новых Porsche, которые организаторы тест-драйва в Йоханнесбурге выставили перед нашей гостиницей, я мгновенно отдернул руку. "Не сняли еще с охраны и не отключили ток", — только и мелькнула растворяющаяся в судорогах и запоздалых угрызениях мысль.
Блуждающие токи не оставляли в покое ни мое тело, ни душу даже после того, как к сознанию пришла ясность, что свой удар я, к счастью, получил не от высоковольтного кабеля, а от обычного статического разряда — нечего было надевать шелковую рубашку. И все же Porsche 911 Turbo S держал меня в напряжении целый день. Что, в общем-то, неудивительно за рулем самой крутой модели марки и одного из самых "ходовых" спорткаров современности.
Дополнительного заряда добавляло и экзотическое окружение с его игрой контрастов, выражаясь языком ведущих "Международной панорамы". Далекие образы выверенной пропаганды легко поднялись с глубин сознания в тот самый момент, когда я проезжал мимо знаменитого района Соуэто — черного и "позорного пятна апартеида", судя по всему, мало изменившегося со времен Бовина, Боровика и Сейфуль-Мулюкова. И все же в глазах обитателей жалкого тауншипа читалось скорее любопытство, а зависть — если она и была — отсвечивала не черным, а бирюзовым оттенком. Да будь я и негром преклонных годов, я Porsche бы выбрал бы только за этот фантастический цвет кузова — Miami Blue. Непостижимо, как специалистам марки удается находить оригинальные колеры — карминовые, канареечные, бежевые — в пусть и уже не монохромной, но все же достаточно однообразной автомобильной палитре.
911 Turbo научился задирать нос. Нажатием кнопки дорожный просвет под спойлерной кромкой увеличивается на четыре сантиметра.
Тестикулярный аппарат
Однако, первый преклонный африканец, подошедший ко мне на перекрестке с дешевой сувениркой в руках, шарахнулся как ошпаренный, когда я нажал на педаль газа под зеленый. Безо всякого Launch Control высоковольтное купе прыгнуло вперед так, что тут же дал о себе знать остеохондроз шейного отдела. Помутневшие зрачки не успели уловить, блеснули или нет на приборной панели значения перегрузки. Австралийский коллега позже посоветовал рассчитывать цифру G-force по усилию, необходимому для открытия перчаточного ящика. У него, при старте он, якобы, всегда открывался сам, несмотря на очень прочный и добротный замок. Тот же коллега поделился со мной забавным комментарием от своего читателя, написавшего следующее: "За такой автомобиль не жалко отдать и тестикулу. А учитывая, что мне уже 60 — и всю пару".
Взрывные, вызывающие дрожь "тестикулярного" аппарата, ускорения 911 Turbo S, набирающего "сотню" всего за 2,9 секунды, объясняются, прежде всего, наличием скорострельной системы динамического наддува Dynamic Boost. Даже когда водитель снимает ногу с педали газа, это "оружие" остается на взводе: давление наддува поддерживается на неизменном уровне, прерывается только подача топлива. При каждой следующей подаче "газа", 911-й стреляет мгновенно. Без каких-либо раздумий или турбопровалов. Водитель, к слову, может отслеживать работу данной функции по специальному индикатору в комбинации приборов. Однако в новой модели есть еще более занимательный аттракцион. На гоночном руле спорткара в нижней правой части расположено миниатюрное колесико с переключением режимов движения: Normal, Sport, Sport+ и Individual — индивидуальной настройке подлежат работа системы "старт/стоп", а также позиции переднего спойлера и заднего антикрыла. В самом центре переключателя режимов нашлось место кнопке Sport Response. При активации кнопки повышаются обороты турбонагнетателей, меняется угол опережения зажигания, коробка PDK сбрасывает на одну передачу "вниз", чтобы частота вращения двигателя установилась в оптимальном диапазоне между 3000 и 6000 об/мин. Словом, "зверь" готовится к стремительном спурту. И все это под тиканье секундомера на приборной панели с обратным отсчетом в 20 секунд. Примечательно, что кнопку Sport Response можно нажимать сколько угодно раз и без всякого перерыва.
По словам гонщика Вальтера Рерля, "слезы восхищения текут по щекам горизонтально в направлении ушей".
Слезы — на ветер
Нужно сказать спасибо инженерам Porsche за то, что они отказались переводить данный механизм на постоянный modus operandi. Вероятно, это было сделано из гуманитарных соображений — надо же давать водителю хотя бы короткие передышки. Например, на то, чтобы выйти в Интернет. Новый коммуникационный центр с 7-дюймовым сенсорным экраном — прямой конкурент любому смартфону, для которого под центральным подлокотником предусмотрен специальный держатель для зарядки. Владельцам iPhone, к слову, в новой модели доступна функция Apple CarPlay. "Гаджет" Porsche реагируют на жесты и движения пальцев. Предугадывает команды пользователя по первым буквам и цифрам... Короче, мне не пришлось долго мучиться над указанием пункта назначения. К тому же навигация в новом коммуникационном центре дополнена сервисами Google Earth и Google Street View, с помощью которых элементарно получить виды круговых панорам с охватом 360 градусов и спутниковыми снимками ландшафтов, зданий и улиц. Так что перейдя временно на неспешный "аллюр" — парадоксально, но 911-й таки способен функционировать и в щадящем водителя режиме, — я успел во всех подробностях рассмотреть трассу Кьялами. Длинные прямые и плавные повороты этого автодрома обещали мне тот гоночный экстаз, при котором, по словам гонщика Вальтера Рерля, "слезы восхищения текут по щекам горизонтально в направлении ушей".
Четверть мили или 400 метров Turbo S проходит за 10,8 секунды. Примерно за столько же я стартовал с пит-лейна и долетел до первого поворота. На любом другом авто я бы точно уперся в отбойник. Но Porsche вырулил отменно. Вообще, завиральные идеи насчет своего высокого водительского мастерства у меня возникают только во время любительского картинга. 911-й очень схож в своем поведении с картом. К аналогиям располагают и низкий центр тяжести, и малый руль с диаметром обода всего 360 мм, и то, что коллеги называют честностью конструкции. Помогло мне еще и то, что я бессознательно уперся в рычаг коробки, которая теперь настроена на чисто гоночный алгоритм: от себя — на понижение, к себе — на повышение передач. В активе нового спорткара еще и так называемые "мультиколлизионные" тормоза. Они затормаживают автомобиль после первого удара и даже тогда, когда водитель проспал момент Х.
Напуганный, но довольный я парковал вечером автомобиль у той же самой гостиницы. Новый удар током снова вызвал подозрение в том, что чудо-автомобиль тут же ставят под электрическую охрану. В теории, изложенной мне на презентации представителями Porsche, новому автомобилю не требуются столь радикальные и болезненные методы защиты. Интегрированная в него спутниковая система отслеживания Porsche Vehicle Tracking System оберегает от кражи. Фиксируя изменение местоположения автомобиля, спутник извещает об этом как самого водителя через сообщение на компьютер или телефон, так и диспетчерский центр. Технология доступна в 44 европейских странах, включая и Россию. Хотя учитывая восьмизначную стоимость 911 Turbo S у отечественных дилеров, толстый провод с табличкой "Не влезай — убьет!" был бы не лишним.
Porsche 911 Turbo S