Неместные дети

Москва не хочет принимать сирот из других регионов

В конце декабря прошлого года правительство Москвы изменило порядок начисления социальных выплат. Наиболее чувствительно новый законодательный акт бьет по одной из самых уязвимых групп — детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, о поддержке которых так много говорится в "Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", утвержденной указом президента РФ от 1 июня 2012 года Указом Президента РФ.

Фото: Из личного архива

Согласно Постановлению правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N932-ПП, право на ежемесячную компенсационную выплату имеют только семьи, взявшие под опеку детей, имеющих место жительства в Москве. При этом, вопреки всем юридическим нормам, гласящим, что местом жительства несовершеннолетних должно считаться место жительства их законных представителей, московские власти трактуют данный пункт однозначно: для получения выплат у детей должна быть московская прописка. То же касается мест в детских садах, реабилитации детей-инвалидов, бесплатного проезда в городском транспорте.

Нарушая конституционные принципы и выходя за пределы своих полномочий, правительство Москвы не просто дискриминирует детей по месту рождения и делит на "немосковских" и "московских", но и лишает семьи, взявшие подопечных из детских домов других регионов, обещанной государством соцподдержки.

Все это вызвало большой резонанс не только среди опекунов, но и общественных деятелей, правозащитников и чиновников. В начале года запрос на проверку конституционности постановления был направлен в Генпрокуратуру. 10 марта проблемные пункты постановления были вынесены на общественное обсуждение: в Общественной палате (ОП) РФ прошли слушания, организованные комиссией ОП по поддержке семьи, детей и материнства. "Москва не может обеспечить выплаты, поскольку они неуклонно растут в связи с притоком детей из других субъектов РФ",— утверждали чиновники Департамента труда и соцзащиты населения Москвы, отмечая, что из 3 млрд руб., которые ежегодно тратятся на приемные семьи, 1,2 млрд идут исключительно на детей из других регионов (а это меньше, чем, например, расходы на мероприятия для подготовки к чемпионату мира по футболу, на которые из московского бюджета за 2016 год выделено 1,5 млрд руб.).

К счастью, сторонников нововведений среди чиновников и экспертов оказалось не так много: и делегаты от Минобрнауки и ФМС, и правозащитники признают, что 20-я статья Гражданского кодекса, утверждающая, что "местом жительства несовершеннолетних признается место жительства их законных представителей", имеет преобладающее значение, не говоря уже о том, что наличие или отсутствие регистрации не должно влиять на реализацию прав граждан. "Ситуация, когда законные представители детей-сирот вынуждены заниматься не воспитанием подопечных, а тратить время на обращения в суды для предоставления выплат, гарантий и льгот, установленных законодательством,— отметил руководитель центра "Соучастие в судьбе" Алексей Головань,— противоречит правам и интересам указанной категории детей".

Эксперты уверены, нужно возобновить выплаты и создать механизм досудебного разрешения конфликтов по спорным ситуациям постановки на учет приемных семей и детей, а также разработать базовый минимум компенсационных выплат на федеральном уровне. По итогам слушаний разрабатывается документ, который будет передан участникам, в том числе в московский Департамент труда и соцзащиты. Скоро и Генпрокуратура обнародует решение о законности Постановления N932-ПП. А пока при Департаменте труда и соцзащиты создана рабочая комиссия, в которую опекуны могут обратиться для рассмотрения вопросов о социальных выплатах. По имеющейся информации, никто из занимающих позицию, отличную от позиции чиновников департамента, в эту комиссию не попал. И действительно, зачем? Куда спокойнее решать волнующие общество проблемы за закрытыми дверями.

При реализации проекта "Русфонд.Право" используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением президента РФ от 18 сентября 2013 года N348-рп и на основании конкурса, проведенного ООД "Гражданское достоинство".

Мария Дармина, координатор проекта "Русфонд.Право"

Весь сюжет

http://www.rusfond.ru/pravo

Вся лента