За «Колизей» бьются в суде
Администрация Екатеринбурга банкротит кинотеатр в центре города
В отношении ООО «Новое кино», занимающее здание одного из старейших кинотеатров города «Колизей», инициирована процедура банкротства. Городские власти утверждают, что кинотеатр с 2012 года должен за аренду около 18 млн руб. Руководство «Колизея» считает ставки по аренде завышенными. Участники рынка отмечают, что в последнее время конкуренция между кинотеатрами усилилась. При этом в условиях кризиса произошел отток зрителей.
Вчера департамент по управлению муниципальным имуществом администрации Екатеринбурга обратился в Свердловский арбитражный суд с требованием признать банкротом ООО «Новое кино», с 1999 года арендующего у муниципалитета здание первого городского театра — кинотеатр «Колизей». Сумма задолженности в иске составляет 8,3 млн руб. Но пресс-секретарь администрации Екатеринбурга Денис Сухоруков рассказал „Ъ”, что общая сумма долга кинотеатра перед администрацией за аренду здания составляет почти 18 млн руб., из них 16,3 млн руб. — основной долг, 2 млн руб. — пени. Еще 1,7 млн руб. арендатор должен заплатить за пользование землей.
Генеральный директор ООО «Новое кино» Михаил Хабаров вчера затруднился прокомментировать иск. «Пока нет полного понимания ситуации, администрация не предупредила о подаче иска. Мы писали ей письма с просьбой о реструктуризации долга, но ответа не получили», — пояснил господин Хабаров. По его словам, если компании удастся приобрести кинотеатр в собственность, это позволит ей стать прибыльной, пока же кинотеатр работает «в ноль». «Сейчас у нас траты на аренду несопоставимы со средними ставками по рынку. В кризис собственники готовы идти на понижение ставок, у нас же за последние три года она увеличилась примерно на 30%», — добавил он.
В настоящее время в здании «Колизея» функционируют два кинозала — на 241 и на 50 зрительских мест, а также несколько заведений общественного питания. По информации базы данных «СПАРК-Интерфакс», в 2014 году ООО «Новое кино» получило прибыль в размере 2,4 млн руб.
С целью снизить издержки, в конце 2013 года арендатор обратился в администрацию города с заявлением о приватизации объекта социально-культурного назначения. Департамент по управлению имуществом ответил отказом в апреле 2015 года, указав, что здание является объектом культуры, предназначенным для обслуживания жителей города, а потому его приватизация невозможна без проведения конкурса при продаже. Эту позицию поддержали суды различных инстанций, в настоящее время дело проходит кассацию в Верховном суде РФ. Параллельно с этим городская администрация заявила об уточнении площади объекта с 1885 до 2227 кв. метров и увеличении в связи с этим арендной платы по объекту до 736 тыс. руб. в месяц, а также выставила компании требование о погашении задолженности в объеме 11,2 млн руб., сформировавшейся в 2012–2015 годы. В связи с неуплатой задолженности, договор аренды здания был расторгнут с июня 2015 года, однако пока арендатор продолжает занимать площади и оспаривает решения городских властей в судах.
По данным Уральской палаты недвижимости (УПН), арендные ставки на рынке коммерческой недвижимости снижаются последние полтора года. Только за 2015 год торговые площади в сегменте стрит-ритейла потеряли 24% арендной стоимости, офисная недвижимость — 19%. Офисы в помещениях класса «С» предлагаются по 530 руб./кв.м, торговые площади в сегменте стрит-ритейла — по 920 руб./кв.м. «Однако сравнивать их с помещениями кинотеатров некорректно. Во-первых, там одновременно арендуется большая площадь, что должно снижать ставку. Во-вторых, не вся она используется — много места занимают фойе, гардероб и т.д.», — подчеркивает аналитик УПН Гурам Тухашвили.
Участники рынка добавляют, что в Екатеринбурге сейчас сложилась высокая конкуренция между кинотеатрами, что на фоне падения покупательной способности дает некоторым площадкам отток посетителей. По словам директора сети кинотеатров «Премьер зал» Владимира Петелина, в январские праздники посещаемость сократилась на 15–20% относительно прошлого года, со второй половины января падение уменьшилось до 5–7% и наблюдается не на всех площадках. «Например, мы видим небольшой приток в районных кинотеатрах и связываем его с желанием посетителей сэкономить на дороге и стоимости билета. В центре города, по моему мнению, в более выигрышном положении кинотеатры, находящиеся в торговых центрах, которые притягивают потребительский трафик», — добавил он.