Полный бак
Сети АЗС
Топливные компании перестают открывать новые автозаправочные станции в Петербурге и наращивают свое присутствие в соседних регионах. Действующие городские АЗС продавцы бензина модернизируют и насыщают дополнительными сервисами.
Рынок топливной розницы в Петербурге считается полностью сформированным. Открытие новых автозаправочных станций в течение последних трех лет происходит почти единично и, как правило, в новых жилых кварталах города на границе с Ленобластью.
Минимальный рост
Как отмечают в Thomson Reuters Kortes, рынок АЗС в Петербурге характеризуется высокой степенью конкуренции. В городе работает около 500 АЗС, около 250 — в соседней Ленобласти. На рынке присутствуют 11 игроков, в том числе вертикально интегрированные нефтяные компании, "дочки" иностранных холдингов, а также полностью местные организации.
Наиболее масштабно в Петербурге и Ленобласти представлены компании ЛУКОЙЛ и ПТК. У каждой из них в совокупности на два региона работает более 100 заправок. В группу "крепких середнячков" входят "Газпром нефть", "Несте", "Роснефть". Эти компании имеют в среднем от 50 до 80 станций. Около 30 АЗС у "Шелл", "Фаэтона", "Киришиавтосервиса" и у "Линоса" (бывшая "Славнефть). Около десяти автозаправок у компаний "Статойл" и "Татнефть". Также на рынке имеется несколько локальных организаций с единичными АЗС, преимущественно работающих в населенных пунктах Ленобласти.
Сформированным городской рынок АЗС считает и президент некоммерческого партнерства "Нефтяной клуб Санкт-Петербурга" Олег Ашихмин. По словам эксперта, таковым рынок является около трех лет. "Основные игроки рынка давно заняли наиболее привлекательные и выгодные для себя в городе места. Определенная заинтересованность у продавцов топлива есть только в размещении АЗС в отдаленных масштабных новостройках города. Однако новых участков под строительство АЗС практически нет", — отмечает он.
Между тем в 2015 году некоторые топливные компании все же запустили новые АЗС. В частности, в Петербурге "Газпром нефть" открыла автозаправочные комплексы в переулке Матюшенко и на Индустриальном проспекте, а также в Волховском районе Ленобласти. "Киришавтосервис" открыл АЗС на Витебском проспекте и в Кировском районе Ленобласти.
От количества к качеству
В текущей ситуации, полагают эксперты, когда рост новых станций в городе уже почти невозможен, игроки рынка будут активнее выходить в соседние регионы. Причем крупные компании — дальше Ленобласти. Действующие городские АЗС для сохранения старых и привлечения новых клиентов будут активно модернизироваться и насыщаться дополнительными сервисами и услугами.
Такой формат работы подтверждают и сами игроки рынка. Как отмечают в "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт", в 2016 году планируется строительство новых АЗС в Карелии, Мурманской и Архангельской областях. Также будет проведена реконструкция АЗС N 1 в Петербурге и N 111 в Ленинградской области и на пяти АЗС в Калининградской области. Кроме того, в текущем году компания продолжит разработку и согласование бизнес-планов перспективных инвестиционных проектов, в том числе по реконструкции нефтебаз.
По словам генерального директора компании ПТК Александра Белова, в 2016 году компания продолжит переоформление своих АЗС в соответствии с новым фирменным стилем. "Программа ребрендинга станций была запущена в 2014 году. В течение прошлого года в новом фирменным стиле было открыто 19 АЗС. Всего на сегодняшний день таких автозаправочных станций 50. В приоритетах компании — ребрендинг АЗС в Псковской и Новгородской области, а также продолжение ребрендинга заправочных станций в Петербурге", — отмечает он.
В пресс-службе сети АЗС "Газпром нефть" сообщили, что сейчас компания присутствует в большинстве районов Петербурга. Дальнейшее открытие новых станций в городе планируется только в долгосрочной перспективе. Однако в Ленобласти развитие сбытовой сети на основных федеральных автомагистралях — М20 Санкт-Петербург — Псков и М18 "Кола" — продолжится уже в текущем году. Представители компании также отметили, что на их АЗС по-прежнему будет уделяться большое внимание уровню обслуживания клиентов. По их словам, высокая конкуренция на рынке как одно из важнейших преимуществ выводит на передний план уровень сервиса. Этот факт способствует развитию разнообразных дополнительных опций, предлагаемых клиентам помимо заправки топливом, расширению ассортимента магазинов и кафе на АЗС, а также неуклонному стремлению к повышению уровня комфорта для автолюбителей и их пассажиров при посещении автозаправочных станций. Кроме того, важным инструментом привлечения клиентов становятся программы лояльности, предлагаемые крупными игроками рынка.
О планах по возможному открытию АЗС в текущем году говорят в компании "Несте", однако пока не раскрывают подробностей. Ранее проходила информация, что финская компания может открыть от двух до пяти АЗС в городе. Кроме того, осенью прошлого года заявила о своем намерении построить новую АЗС на Обводном канале компания "Фаэтон". Подробностей реализации проекта также не сообщаются.
Кризис уводит клиентов
Стоит добавить, что экономическая нестабильность последних лет ощущается и на рынке компаний, реализующих бензин. В частности, небольшим топливным компаниям для своего дальнейшего развития стали недоступны кредиты. Крупные частные холдинги также с осторожностью выходят на новые проекты или замораживают их. Кроме того, серьезное влияние на рынок оказывает падение мировых цен на нефть, а также регулятивные меры, применяемые в нефтяном секторе российскими властями.
Напомним, по данным Росстата, производство бензина в 2015 году в России снизилось на 10%.Стоимость его для потребителей, напротив, увеличилась на 6%. В начале прошлого года, в период пика внешней видимости кризиса, многие автовладельцы начали экономить на топливе и переходить с А-95 на А-92. К середине лета, отмечают эксперты, ситуация скорректировалась. Потребление бензина по маркам стало аналогичным году ранее.
Относительно нормальную ситуацию с клиентами-физлицами подтверждают и в топливных компания Петербурга. По словам Александра Белова, в прошлом году по среднему чеку показатели на АЗС ПТК в целом не менялись, поскольку активно проводились стимулирующие акции, направленные на поддержание объемов продаж топлива на АЗС.У "Газпром нефти" средний чек с учетом приобретения как нефтепродуктов, так и сопутствующих товаров также оставался стабильным и демонстрировал повышающий тренд. В январе 2016 года он даже был на 3,3% выше показателя аналогичного периода прошлого года.
Между тем, признаются игроки рынка, трудности связаны с общей экономической ситуацией, падением спроса на нефть и снижением индекса деловой активности. В частности, упало потребление нефтепродуктов корпоративными клиентами. Значительное снижение покупки топлива зафиксировано у строительных компаний, которые наиболее ощутимо почувствовали на себе экономический кризис.
Кроме того, на фоне текущей непростой ситуации в стране официальные заправщики зафиксировали отток части своих клиентов к нелегалам. По данным специалистов, сейчас в Петербурге и Ленобласти действуют около двухсот незаконных контейнерных АЗС. Как правило, данное топливо неучтенным уходит с нефтекомбинатов или похищается с проводных магистралей. Покупает его, отмечают специалисты, преимущественно корпоративный клиент, который воспринимает топливный рынок как единое целое и ориентируется в кризис преимущественно на цену товара. В ближайшее время, полагают эксперты, если органами власти на законодательном уровне не будут приняты меры, расслоение на легальный и нелегальный сегмент продаж нефтепродуктов в Петербурге будет усиливаться.