Вручили премию The Art Newspaper Russia
Награды получили музей современного искусства «Гараж» и выставка Валентина Серова
В Манеже накануне вечером в торжественной обстановке объявили имена лауреатов IV ежегодной премии в области искусства, учрежденной изданием The Art Newspaper Russia. Музеем года стал музей современного искусства «Гараж», а выставкой года — нашумевшая своими очередями выставка «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения» в Третьяковской галерее.
Привычному для торжественных церемоний конферансу устроители премии в этом году предпочли футуристический перформанс. Трио посланников из инопланетного будущего в условных костюмах флуоресцентных оттенков, похожих на персонажей оперного сериала «Сверлийцы» Бориса Юхананова, рассуждали о роли музея для человечества, коллективной памяти и эмоциях. Чем ближе они знакомились с культурными достижениями землян, тем сильнее происходила эволюция их мнений: от первоначального «Музей — это самое бесполезное изобретение человечества» до «Искусство помогает выжить, когда вокруг так много несвободы». Вообще в речах этих героев в иносказательной форме и не без юмора был затронут широкий круг актуальных проблем, связанных с нынешней культурной политикой. К чести собравшихся не только они говорили со сцены о спорной действительности.
Номинации премии традиционно совпадают с пятью рубриками издания — это «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад». Победителем в первой номинации «Музей года» стал музей современной культуры «Гараж», открывшийся летом 2015 года в новом здании по проекту Рема Колхаса в Парке Горького при стечении мировой арт-публики. Директор музея Антон Белов, крепко зажав в руках приз работы скульптора Сергея Шеховцова (статуэтка в виде перекрещивающихся, как стрелки часов, лондонского Биг-Бена и Спасской башни Московского Кремля), подчеркнул, что «Гараж» — частный проект, основанный Дарьей Жуковой и Романом Абрамовичем. По словам директора, число спонсоров музея, как и посетителей, с момента открытия институции заметно выросло. Господин Белов выразил сожаление, что нет номинации «Музейный директор», в которой, несомненно, победила бы Наталья Самойленко, совсем недавно громко уволенная с поста директора парка «Царицыно». Теперь она начинает работу в Российской государственной библиотеке. «Мы как культурное сообщество не будем замалчивать то, что происходит вокруг»,— отметил директор «Гаража».
Команда Научно-реставрационного центра им. И. Э. Грабаря, силами которой была воссоздана икона Богоматери Боголюбской XII века из Владимиро-Суздальского музея-заповедника, удостоилась премии в номинации «Реставрация года». Лик одной из древнейших святынь домонгольского периода считался долгие годы невосстановимым, однако почти за пять лет реставраторам удалось сделать невозможное. Победителей со сцены провожали под древнерусский строгий распев в живом исполнении. Музыкальное оформление церемонии вообще заслуживает отдельного упоминания –– между объявлением номинаций выступали и известный фри-джазовый саксофонист Сергей Летов, и модная московская группа СБПЧ.
Лауреатом премии The Art Newspaper Russia за личный вклад в развитие художественного процесса и рынка искусства стала Стелла Кесаева, обойдя основателя ИРРИ, бизнесмена Алексея Ананьева и Андрея Филатова, поддержавшего выставки советского искусства в Лондоне и Абу-Даби. Госпожа Кесаева –– основательница фонда Stella Art Foundation и комиссар павильона России на биеннале в Венеции с 2011 по 2015 год, благодаря которой были показаны работы московских художников-концептуалистов.
Издатель газеты The Art Newspaper Russia Инна Баженова подчеркнула, что «у The Art Newspaper международный статус, в список номинантов попадают яркие истории, связанные с русским искусством не только у нас в стране, но и за рубежом, и решение у нас всегда коллегиальное».
Выбор в номинации «Книга года» был действительно сложным. В шорт-лист попали «Жизнь и творчество уральского панк-скомороха» Б. У. Кашкина, монументальный том «Искусство с 1900 года. Модернизм, антимодернизм, постмодернизм» группы авторов Х. Фостер, Р. Краусс, И.-А. Буа и серия «Очерки визуальности», редактор серии — Галина Ельшевская. Именно она и вышла получать статуэтку победителя за «Очерки визуальности», отметив, что «страшно приятно, когда издаешь книги, а их кто-то читает».
Выставкой года предсказуемо стала выставка Валентина Серова, подготовленная Третьяковской галереей к 150-летию художника и прошедшая с невероятными аншлагами. Директор галереи Зельфира Трегулова сейчас находится в Лондоне на открытии выставки портретов русских знаменитостей из собрания Третьяковки в рамках перекрестного года языка и литературы России и Великобритании. После ее видеовыступления на сцене выстроилась та самая, ставшая уже нарицательной «очередь на Серова», о происхождении которой уже сложились социокультурные теории. Так, те, кто в этой очереди не постоял, смогли наверстать упущенное — увидеть и услышать изнутри, о чем говорили, спорили люди в этой гигантской цепочке, и, возможно, понять, почему посетители могут выломать в галерее дверь.