Рашид Джонсон: я чувствую нехватку черных лиц в истории искусства
Американский художник о минимализме, расовых конфликтах и истории
Интервью
Весенний сезон выставок музея современного искусства "Гараж" начинается с инсталляции восходящей звезды американского искусства РАШИДА ДЖОНСОНА "В нашем дворе". Конструкция с растениями, коврами, телевизорами и библиотекой разместилась в атриуме здания, и вход в нее свободный. ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ поговорил с художником о том, как готовился проект, о захламлении пространства и истории искусства.
— Вы придумываете свои инсталляции на ходу?
— Да, я импровизирую. Начинаю с основной идеи, которая зависит от материалов — и тех, что я привожу с собой, и тех, какие можно достать на месте, вещей, способных насытить произведение. Фактически это скульптура, но для меня она ближе к рисунку: здесь так много линий. В какой-то степени это близко к американскому минимализму — Солу Ле Витту, Дональду Джадду и их размышлениям о том, как линия может оживить пространство. С другой стороны, для меня очень важно понимать, как мои работы могут оккупировать пространство, захламлять его и жить своей жизнью.
— Когда вы говорите об оккупации, вы подразумеваете какое-то политическое измерение в духе антикапиталистических движений вроде Occupy Wall Street?
— Необязательно, хотя возможна и такая интерпретация. Я интересуюсь политическим активизмом, но сам им не занимаюсь. Мои работы часто отражают мое понимание истории вообще и истории искусства в частности, никакого буквального смысла в них нет. Моя мать — историк, и циклическая природа истории всегда предостерегала меня от того, чтобы говорить исключительно о дне сегодняшнем.
— В России вопросы расизма обсуждаются редко, и для нас не очень понятно, как афроамериканцы воспринимают историю искусства, написанную белыми и рассказывающую в основном о белых художниках. Как она выглядит с вашей точки зрения?
— Это сложный вопрос. В моей учебе я руководствовался западной моделью и впитывал представления об искусстве, которые являются частью западного белого канона. Я чувствую нехватку черных лиц в истории искусства, но ведь необязательно сидеть в колее, которую тебе навязали. Как только перестаешь зависеть от разнообразных институций, которые навязывают тебе родословную, и начинаешь сам заниматься интеллектуальным обоснованием своей работы, становишься свободнее.
— Вы как-то меняете инсталляцию в зависимости от контекста принимающей стороны?
— Для меня поездка в Россию — повод узнать что-то новое и многому научиться. И, конечно, мы используем местные артефакты в инсталляции: книги, фильмы и даже мультики — вот, например, "Каникулы Бонифация" показываем.