«Эта идея легла на идеально подготовленную почву, стала материальной силой»

Политолог Леонид Радзиховский о главенстве принципа территориальной целостности государства над правом народа на самоопределение: «Мы должны были, когда российская Государственная дума подписывала договор с Украиной, все это учитывать. Это обязанность государственных деятелей. Еще раз повторяю, не давши слова, держись, но уж если ты его дал, крепись. Наконец, если уж так приспичило, прямо жить не можем без Крыма, а они жить не могут без России, ну так денонсируйте, как минимум, этот договор, это-то элементарнейшая вещь, ну как же так? Не денонсировали, все на нас, зато так, на минуточку, взяли и присоединили. Это уж ни в какие ворота.

Дилемма есть одна, еще в сотый раз, вот если ответственное государство Россия, которое себя считает ответственным игроком на международной сцене, между прочим, постоянный член Совета безопасности ООН, который постоянно всех упрекает, что вы там нарушаете, если она дала свое честное государственное слово, она просто не имеет это честное государственное слово по любым мотивам взять и выкинуть. Самое минимальное, что Россия могла бы сделать — она была обязана денонсировать этот договор, что тоже, кстати, не такая простая юридическая процедура, но не просто так, а вот народ захотел, понимаете. Кстати, право на самоопределение: а что, жители Крыма — это отдельный народ? Это довольно сложная механика».

О причинах поддержки россиянами воссоединения с Крымом: «Телевидение влияет на людей, но в определенной степени, естественно, это же не просто пустой стакан — что налил, то и будет. Оно очень подняло эти настроения, но эти настроения всегда были в народе. Сколько я себя помню, всегда говорили: Крым-Крым-Крым. И эта знаменитая сцена из "Брата-2": "А за Севастополь отдельно ответите!".

Люди так думали, да, национальное самосознание, национальная гордость, национальная гордыня, Веймарский синдром, как хотите назовите — это объективный факт. Как говорил товарищ Маркс, идея, овладевшая массами, стала материальной силой. Вот она и стала. Эту идею хорошо, так сказать, прокачали, прогрели, она легла на идеально подготовленную почву, стала материальной силой. А идея такая: справедливость, нас несправедливо ущемили, у нас нечестно отняли Крым, а за Севастополь ты отдельно ответишь. Эта идея зиждется на гордыне, на комплексе проигравших, на комплексе распада Советского Союза. Понятно, что воссоединяться с Таджикистаном никто не горит желанием, но тут-то, тут-то наше, у нас отняли, этот дурак Хрущев несправедливо отнял».

Вся лента