«Это могла быть чистая ошибка пилотирования»
Найден бортовой самописец упавшего в Ростове-на-Дону Boeing 737-800
В соцсетях обсуждают видео крушения Boeing в Ростове-на-Дону. Оно опубликовано в сообществе «Ростов-на-Дону | Главный» в социальной сети «ВКонтакте». На ролике виден момент, когда самолет резко падает на землю. Летчик-испытатель, герой России Магомед Толбоев ответил на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Максима Митченкова.
— Губернатор Ростовской области говорит, что погодные условия — основная версия. Рассматривается и ошибка пилотирования, вот, в частности, Росавиация об этом заявила. Версию теракта в МЧС уже отвергли. Вы как считаете?
— Я пролетал только вчера через ростовскую воздушную зону, и там, конечно, погода была очень тяжелая, паршивая, циклонические образования — это переход теплого морского воздуха на холодную сушу. Это очень тяжелые условия, особенно в приземных слоях. Как обычно, я всегда ставлю на первое место ошибку в технике пилотирования. Потому что штурвал находится в руках экипажа, и принятие решения зависит от них, а не от самолета. Если это были на самом деле очень тяжелые условия у земли, это когда большой ветер, более 15 м/с, и низкая облачность, изморозь, дождь обливает, кидает самолет, то, как обычно, в таких условиях роняет самолет. А причина, как они уронили его, это может быть и сдвиг ветра, это может быть и ошибка, чистая ошибка пилотирования — большая вертикальная скорость и уклонение от курса и глиссады. Поэтому оценку дадут после расследования. Я просто говорю предварительно, как бывает при таких условиях.
— Каждый же день сажают десятки, если не сотни самолетов в таких погодных условиях, при ветре даже сильнее. А сейчас, получается, что самолет потерпел крушение. Так же на видео видно, что самолет мог загореться в момент крушения, еще до крушения, точнее, многие пользователи об этом пишут. Насколько это вероятно?
— Вы знаете, посадка — это скоротечное событие, и от момента возгорания и до взрыва проходит время. Если бы это происходило мгновенно, это, значит, нисколько не пожар, не взрыв, а столкновение с землей с большой вертикальной скоростью. Но эти явления нам известны, дальше покажут, через час уже будет известно. Видео, наверное, есть. Ну, я скажу, что 100% — это то, что самолет просто по причине неуправления его экипажем в полной степени столкнулся с землей.
— На видео, в частности, показано, что самолет, если можно, конечно, так сказать, заходит на посадку под углом градусов примерно 45, с моей обывательской, конечно, точки зрения, на посадку это совсем не похоже, это похоже именно на крушение.
— Ну, естественно, я же говорю, это большое отклонение от курса и глиссады и попытка летчиков в последний момент зацепиться за полюс-полосу и посадить его, это приводит к катастрофе, этому многие наши летчики гражданской авиации не обучены. Надо уметь принимать решения, самое лучшее решение — это уход на второй круг немедленно, не допускать падения скорости касания до посадочной скорости, но все боятся этого, потому что это дополнительные расходы для компании, это наказание для экипажа, штраф для экипажа, но это присутствует везде, во всех компаниях.
— Тогда поясните, почему самолет не отправили на дополнительный аэропорт? Также информагентства сообщают, что был еще другой самолет, который тоже кружил над Ростовом-на-Дону, три раза заходил на посадку, но в итоге его отправили на дополнительный аэродром, а с этим рейсом решили принять другое решение, решили его посадить, почему так?
— Вы знаете, есть правило по полетам. У нас сейчас, в соответствии с ИКАО по международным нормам, решение о посадке принимает экипаж, а не земля. Это в Советском Союзе было, что земля являлась руководящим органом, и приказ земли исполнялся незамедлительно. А сейчас экипаж, командир экипажа решает, садиться ему или не садиться, на его усмотрение.
— Да, Магомед Омарович, но диспетчеры должны были как-то проконтролировать эту ситуацию, проконсультировать экипаж, посоветовать ему, наверное, отправиться на другой аэропорт, как они вообще должны были действовать?
— Диспетчера управляют самолетом, но они командовать экипажем не могут, они могут помочь ему при посадке, давать ему параметры отклонения от курса, отклонения от глиссады, предупредить, что отклонения слишком большие, невозможна посадка, но командир может не послушаться, ведь штурвал же не у диспетчера на командном пункте, а в руках командира экипажа.
— Подождите, но само разрешение-то на посадку дает именно диспетчер?
— Не дает он разрешения на посадку, он дает заход на посадку с принятием решения, дальше уже решение принимает командир. Он не дает разрешения именно на посадку, садись или уйди, он говорить не может, он может говорить, но это ничего не значит. Он разрешает заход на посадку, но никак не разрешает саму посадку, даже если он запрещает, пилот может продолжать садиться. И это самая большая ошибка среди гражданских летчиков всех авиакомпаний на территории Российской Федерации.
— То есть ошибку диспетчеров можно исключать из предполагаемых версий?
— Ошибку можно исключить, но ответственность — нет, все равно диспетчер будет привлечен по разным параметрам, это уже следователи будут смотреть, мы же не знаем, мы знаем общую картину, а конкретная картина будет восстанавливаться уже при расследовании.