"Интер РАО" заняло очередь в Иран
Но Тегерану деньги нужнее подрядчиков
"Интер РАО" стало очередной российской компанией, объявившей об интересе к конкретным проектам в Иране: холдинг претендует на модернизацию ГЭС и ТЭС. Но компания намерена стать лишь генподрядчиком, а не инвестором, хотя и готова помочь в поиске финансирования. Впрочем, пока большинство компаний из РФ лишь встают в очередь на распределение российского госкредита Ирану в $5 млрд, других источников средств не видно.
ООО "Интер РАО — Экспорт" (входит в "Интер РАО") может стать EPC-подрядчиком двух энергопроектов в Иране. Компания заключила меморандумы с агентством по развитию водоснабжения и энергетики провинции Хузестан о расширении ГЭС "Дез" на 720 МВт и с госхолдингом "Тепловые электрические станции" о модернизации ТЭС "Рамин". Компания подготовит технико-коммерческие предложения и окажет заказчикам содействие в привлечении связанного заемного финансирования в размере 85% стоимости проектов. Но "Интер РАО — Экспорт" выступает только как поставщик оборудования и инжиниринговых услуг, не вкладывая собственных средств. Схема обычна для "Интер РАО", она применялась в Эквадоре (поставки оборудования для ТЭС "Термогас-Мачала" финансировались экспортным кредитом Росэксимбанка под гарантии Эквадора).
На ГЭС "Дез", построенной в 1963 году, планируется установка еще четырех гидроагрегатов по 180 МВт в дополнение к восьми действующим по 65 МВт. Владимир Скляр из "Ренессанс Капитала" оценивает расширение ГЭС в $500-700 млн. На ТЭС "Рамин" (1,8 ГВт) основное оборудование — еще советское, "Интер РАО" предстоит найти решения, повышающие эффективность,— модернизировать или заменить агрегаты.
Эти заказы могут стать первыми для "Интер РАО" в Иране. Основной российско-иранский проект в энергетике — АЭС "Бушер", где "Росатом" достроил первый блок на 1 ГВт в 2013 году и получил контракт еще на два оценочной стоимостью около $10 млрд. Госкорпорация выступает как EPC-подрядчик, Тегеран оплачивал стройку. "Технопромэкспорт" (входит в "Ростех") намерен строить в Иране ТЭС в Бендер-Аббасе на 1,4 ГВт, но также без собственного финансирования, а в рамках контракта двух стран. Есть еще и пока не дошедшая до стадии проекта идея ЛЭП между Ираном и РФ через Грузию, Азербайджан и Армению.
Но после снятия санкций у Ирана резко расширился круг возможных партнеров, что немедленно привело к тому, что страна стала выдвигать дополнительные требования к РФ. Так, в Тегеране уже заговорили о возможном пересмотре в сторону удешевления контрактов с РФ по ТЭС (проект "Технопромэкспорта") и на электрификацию железной дороги Гармсар--Инче-Борун (проект ОАО РЖД) под госкредит в $2,2 млрд. Иран предложил привести цены, предложенные до отмены санкций, "в соответствие с общемировыми". Но и подкрепить свои предложения российскими средствами госкомпаниям, видимо, будет сложно: замглавы Минфина РФ Сергей Сторчак признавал, что пора взять паузу в выдаче новых кредитов другим странам из-за бюджетных ограничений. Он отмечал, что между РФ и Ираном продолжаются переговоры о госкредите под совместные проекты до $5 млрд.
Иран активно ищет инвесторов из РФ в инфраструктурные проекты, рассчитывая и на политические договоренности, говорит глава инфраструктурной практики в РФ Herbert Smith Freehills Ольга Ревзина (специализируется на сопровождении российских инвестиций в Иране). Чтобы проекты "Интер РАО" дошли до долгосрочных контрактов, российские банки должны давать кредиты исполнителям под уже структурированные проекты, а Иран должен гарантировать возвратность инвестиций, рассуждает она. Рассчитывать только на межгосударственные кредиты сложно, согласование может занять десятилетия, отмечает эксперт. "До сих пор очень мало российских банков открыли лимиты под иранские проекты, повлиять на это должно государство,— считает госпожа Ревзина.— В то же время на иранский рынок стали прорываться инвесторы из Европы, которые часто подготовлены лучше российских".