Иностранные инвесторы не заметили улучшений
Мониторинг / бизнес-климат
Большинство (77%) иностранных инвесторов отмечает ухудшение делового климата в России в 2015 году, следует из опроса агентства FleishmanHillard Vanguard и РСПП. Год назад еще большее число иностранных компаний (82%) считали, что состояние предпринимательской среды в РФ ухудшается, но говорить о том, что снижение негативных оценок стало существенным, не приходится: в этом году резко выросла группа респондентов (17%), которая за год не увидела никаких изменений в деловом климате страны (см. график).
В опросе, подготовленном специально к стартующей сегодня Неделе российского бизнеса, организованной РСПП, участвовали более 100 компаний из списка Fortune 500. Наиболее существенно от кризиса и санкций пострадали автопром, строительная сфера и девелопмент, производители техники и электроники и импортеры. В меньшей степени — компании, до 2014 года запустившие производственные мощности в РФ, и те, кто создает интеллектуальный продукт или предоставляет бытовые и профессиональные услуги.
В пятерке проблем бизнеса в 2015 году второй год подряд — рост цен (отметили 55% респондентов), нехватка квалифицированных кадров (49%), административные барьеры (41%), сложность с доступом к кредитам (35%), а также коррупция в органах власти (34%). При этом, как отмечает гендиректор FleishmanHillard Vanguard Елена Фадеева, у иностранных компаний практически заморожены расходы на сотрудников, из-за чего стало менее выгодно держать в российских офисах экспатов.
Самым эффективным способом взаимодействия бизнеса и российских властей представители иностранных предприятий назвали личные контакты (88%) — за год их роль выросла на 6%. Меньше помогают предпринимателям участие в бизнес-ассоциациях (77%) и публичные мероприятия (44%). Несмотря на негативные оценки бизнес-среды, многие иностранные инвесторы говорят о важности РФ как рынка и заявляют о том, что реализуют в России долгосрочные социальные программы: так, 65% компаний-респондентов указали, что помогают местным властям в социальном развитии региона. Впрочем, в 56% случаев эта помощь на деле является либо программами для сотрудников (питание, страхование), либо оказывается конкретным соцучреждениям (59% опрошенных).