Соцпакет со скидкой
"Ъ" ознакомился с предложениями Минфина по ставкам социальных сборов
Новая пенсионная реформа, которую предлагает правительству Минфин, шире просто пересмотра ставок сборов во внебюджетные фонды. Белому дому предлагается объявить социальные сборы налогами или по крайней мере единым платежом, отдать их сбор ФНС, а расходование — Минтруду, одновременно упразднив большую часть льгот по их уплате и унифицировав неустранимые. По оценке ведомства, отсутствие стройности стоит нынешней системе сборов до 10% собираемых средств, а их объединение в зависимости от ставки общего налога или сбора, от 27% до 30%, даст казне в самом оптимистичном варианте более 400 млрд руб. в год.
Как стало известно "Ъ", взгляд Минфина на пенсионную реформу, вызванную передачей администрирования страховых платежей ФНС и отсутствием средств в бюджете, шире идей об изменении ставок страховых взносов — он включает в себя масштабную перестройку системы их начисления, сбора и распределения. Минфин предлагает включить страховые платежи в Налоговый кодекс и распространить на них налоговое регулирование, включая возможности взыскания в бесспорном порядке, применения обеспечительных мер и контроля движения средств по счетам в банках, сообщили "Ъ" источники в правительстве, знакомые с инициативами ведомства (их обсуждали на совещаниях в Белом доме в последние две недели). Предложения же по ставкам платежей пока содержат только оценки их последствий для государственных финансов — ставка единого налога или сбора в 30% является лишь вариантом.
Формально ведомство в своей позиции ссылается на безвозмездность, безвозвратность и отсутствие персонификации уплаченных средств как на обоснование "налоговой природы" сборов в ПФР, ФОМС и ФСС.
Ведомство не разделяет эти платежи (в три разных по природе внебюджетных фонда) и не упоминает персонификации пенсионных накоплений (на индивидуальных счетах будущих пенсионеров) или целевого назначения средств ФОМС и ФСС (налоговые платежи составляют доходную часть бюджета и не имеют целевого назначения).
При этом фиксация "налоговой природы" страховых взносов позволит применять к их неплательщикам меры принуждения (штрафы), а плательщикам даст возможность досудебного урегулирования споров с ФНС и сократит их издержки из-за упрощения и объединения отчетности — использования одной формы отчетности вместо четырех, трех платежек вместо пяти и снижения числа проверок за счет унификации контроля и взыскания задолженности силами ФНС.
Концепция реформы в целом в предложении Минфина такова. Администрирование сборов ПФР, ФОМС и ФСС передается налоговой службе с установлением единого тарифа для всего населения и порядка расщепления платежа между внебюджетными фондами. Большая часть льгот и "потолок" зарплат, с которых взимается тариф, отменяются, а оставшиеся льготы унифицируются по ставке 10%. Регулированием доходов займется Минфин, а расходов (выплатой пенсий и оплатой медицинских услуг в рамках ОМС и "больничных") — Минтруд (сейчас на работу системы ОМС не влияющий). Пенсионные и иные "социальные" права населения предлагается зафиксировать на момент передачи администрирования на предельном уровне, ФСС при этом формально обещано сохранение нынешнего "страхового" принципа финансирования — но с фиксированной ставкой и прямой оплатой фондом "больничных" и "декретных".
Необходимость этого Минфин иллюстрирует несовершенством нынешней системы: у двух из трех фондов есть различные предельные зарплаты, с которых берутся взносы, у ФОМС такого "потолка" второй год нет. Работодатели платят за работников по разным тарифам из-за наличия как льгот, так и вредных и опасных производств. В итоге эффективную ставку взносов в ПФР (22% по закону) Минфин оценивает в 0-20%, в ФОМС при ставке 5,1% льготники платят от 0% до 4%, а в ФСС при ставке 2,9% — от 0% до 1,8%.
Для унифицированного тарифа финансовое ведомство рассматривает четыре варианта балансировки системы при различных ставках (от 27% до 30% со ступенькой в один процентный пункт). Реформа в первую очередь выгодна самим фондам. При снижении ставки основного тарифа до 27% их сборы вырастут на 60 млрд руб. за счет ликвидации льгот и улучшения администрирования, а при реформе с сохранением ставки в 30% допдоходы составят 440 млрд руб., увеличив общие сборы с нынешних 5,3 трлн руб. до 5,7 трлн руб. Очевидно, что дефицит бюджета подталкивает правительство к выбору последнего варианта, позволяющего почти вдвое сократить размер бюджетного трансферта соцфондам. Но последствия введения любой ставки проработаны Минфином с одинаковой детализацией: само ведомство, по крайней мере формально, пока называть предпочтительный вариант воздерживается.