Владельцы вагонов требуют премиальных
Отрасли не хватает господдержки для вывода старого парка
Железнодорожные операторы недовольны тем, что государство исключило из мер поддержки отрасли утилизационную премию. В правительстве намерены субсидировать лишь покупку инновационных вагонов, но не готовы софинансировать вывод старого парка. По мнению участников рынка, выгоду от такой схемы получат только кэптивные операторы крупных вагоностроителей, прочие компании останутся в проигрыше.
По данным "Ъ", железнодорожные операторы представили Минтрансу и Минпромторгу свои замечания к проекту правил предоставления госсубсидий покупателям продукции вагоностроения на компенсацию части их затрат. Основная их претензия — невключение в проект утилизационной премии. При этом ряд ведомств, в том числе Минэкономики, уже согласовали проект постановления без замечаний (в Минэкономики "Ъ" сообщили, что сделали это 18 марта).
Идея утильпремии обсуждается давно, но особенно активно — в свете запрета с 1 января 2016 года эксплуатации наиболее старых вагонов. В результате в 2016 году с рынка уйдет 125 тыс. вагонов и операторы будут вынуждены восполнять парк. Премия по идее должна стимулировать обновление парка, компенсировав компаниям часть затрат на утилизацию.
Утильпремию анонсировал глава Минтранса Максим Соколов на совещании у Дмитрия Медведева 9 февраля в Твери. Но в опубликованный в начале марта проект постановления вошла только единовременная субсидия в 300 тыс. руб. на покупку инновационного вагона, утильпремия (предполагалось 150 тыс. руб. на вагон) в документ не попала. Отраслевые сообщества (Совет операторов железнодорожного транспорта и Объединение производителей железнодорожной техники) в конце февраля просили Минтранс и Минпромторг вернуть в постановление премию. Сейчас, по информации "Ъ", операторы предлагают дополнить его как премией, так и субсидией на возмещение 90% затрат в первые 24 месяца на уплату процентов по кредитам на приобретение инновационных вагонов.
Собственники вагонов, подлежащих списанию в результате введенного с 1 января запрета, сейчас решают, покупать или нет новые вагоны, говорят в Первой грузовой компании (ПГК). По словам представителя ПГК, если давать отдельно субсидию на новые вагоны, собственники не будут заинтересованы в немедленном возмещении выбывающего парка, так как даже с учетом субсидии действующие на рынке ставки не позволяют окупать инвестиции. Но если платить и утильпремию, и субсидию, то они вместе с выручкой от продажи лома "давали бы достаточный финансовый рычаг для привлечения средств на новые вагоны", говорят в ПГК.
Как объясняет источник среди операторов, новые правила ориентированы на поддержку выпуска инновационных вагонов, не исключена возможность получения субсидий кэптивными операторами вагоностроительных предприятий — "то есть за счет бюджета будет поддерживаться часть вагоностроителей". Но в программе поддержки транспортного машиностроения субсидии вагоностроителям уже есть, говорит он (3 млрд руб. в 2016 году). Также, добавляет собеседник "Ъ", новые субсидии поддерживают закупку продукции только крупнейших производителей инновационных вагонов — Уралвагонзавода, Объединенной вагонной компании и "Алтайвагона".
Вагоностроители от комментариев отказались. Источник "Ъ" в одном из крупных игроков говорит, что они поддерживают включение утильпремии в меры поддержки, но другой собеседник "Ъ" утверждает, что смысла в ней нет. Еще один из собеседников "Ъ" замечает, что логика введения субсидии в 300 тыс. руб. на закупку вагонов изначально была другой. Была субсидия в 130 тыс. руб. на вагон, но лишь через лизинг или по кредиту, поясняет он, потом к ней предложили добавить 150 тыс. руб. утильпремии и распространили на любой источник средств. Сумма в районе 300 тыс. руб. и нашла отражение в проекте, а отдельная премия была исключена. Предложения операторов, указывает источник, хороши, но запоздали: "Нужно было активнее списывать вагоны в 2014-2015 годах, а не просто отставлять их от движения в 2016 году".
По мнению главы агентства "Infoline-Аналитика" Михаила Бурмистрова, утильпремия очень актуальна в контексте падения цен на лом, вагонное литье и комплектующие, получаемые собственником при резке вагона. Она позволит поддержать операторов, которым предстоят отставление и массовые списания полувагонов, цистерн и хопперов, замечает он, прежде всего это Федеральная грузовая компания (ФГК), ПГК, "Нефтетранссервис" и "Русагротранс".