«Силовики решили подстраховаться и создали антикризисный штаб»
После терактов Бельгия закрыла границу с Францией
Президент Франции Франсуа Олланд созвал в Париже экстренное совещание после взрывов в Брюсселе. Меры безопасности на железнодорожных станциях усилены в Нидерландах. МИД Германии организовал кризисный штаб в связи с терактами в Брюсселе. В результате взрывов в брюссельском аэропорту 17 человек погибли, 30 пострадали. Также три взрыва прогремели в метро, 15 человек получили ранения. В связи с терактами Бельгия объявила о закрытии границ. Корреспондент «Коммерсантъ FM» в Германии Олег Зиньковский рассказал подробности ведущему радио новостей Марату Кашину.
— Олег, расскажите, какая обстановка сейчас в Германии? Как там реагируют на события в Бельгии?
— Конечно, обстановка в Германии тревожная, общественность шокирована. Из немецких политиков пока публично поддержал бельгийцев министр юстиции Хайко Маас. Он заявил, что сегодня был черный день для Европы, и назвал поступок террористов «варварским деянием». Что касается мер безопасности, то они действительно усилены во всех немецких аэропортах. Прежде всего, в ключевом и самом большом аэропорту Европы — во Франкфурте-на-Майне. Именно этому аэропорту сейчас выпадает центральная роль, поскольку бельгийский закрыт. По последним поступившим ко мне сообщениям, до 6 утра следующего дня он закрыт полностью, никакие самолеты не будет принимать, никакие самолеты из него вылетать не будут. Поэтому, соответственно, и в Германии из двух берлинских аэропортов — «Тегель» и «Шенефельд» — ни один самолет не вылетит в Брюссель, по крайней мере, до следующего утра.
Те рейсы, которые все-таки вылетали в Брюссель и которые не смогли по каким-то причинам вернуться в те аэропорты, из которых они вылетели, перенаправляются как раз во Франкфурт-на-Майне. Как сообщают, там приземлился, как минимум, один такой борт австрийской авиакомпании. Также вычеркнуты из расписания все самолеты, которые должны были вылететь из Франкфурта-на-Майне в Брюссель. С утра только должно было быть семь рейсов.
— Германия организовала кризисный штаб в связи с терактами в Брюсселе. Что он из себя представляет, как он будет работать? Отразится ли это на жизни граждан Германии?
--Я сегодня утром был довольно недолго в городе. Честно говоря, никаких усиленных мер безопасности, никаких патрулей, никаких перекрываемых улиц здесь, в Берлине, по крайней мере, не заметил. Антикризисный штаб, конечно, создан. Но мне кажется, что это некое рефлекторное действие правоохранительных органов, которое обычно предпринимается в случае какого-то масштабного теракта в другой стране.
Насколько я понял, в Германии сейчас никаких конкретных сведений о готовящихся терактах нет. Скорее всего, просто силовики решили подстраховаться и создали антикризисный штаб. В частности, может быть, потому, что этот антикризисный штаб будет заниматься судьбой и помощью гражданам Германии, которые, возможно, пострадали во время терактов в Бельгии. Пока у нас нет сообщений, есть ли среди жертв или среди раненых немцы, но этот антикризисный штаб, в частности, будет заниматься не только повышением уровня террористической угрозы, но и помощью пострадавшим.
— В Италии проводится экстренное заседание Национального комитета общественного порядка — там председательствует премьер-министр Маттео Ренци. Во Франции Франсуа Олланд созвал экстренное заседание. Что-то подобное в Германии происходит?
— У меня пока нет таких сведений. Как я уже говорил, из политиков высшего немецкого эшелона пока к общественности обратился только министр юстиции Хайко Маас через Twitter.
— Расскажите, как СМИ освещают события в Брюсселе. Только этому посвящены все новостные ленты, телеканалы только это показывают?
— Фактически, да. Например, Spiegel-online, один из ведущих немецких информационных интернет-ресурсов, сейчас только этим занимается. У них в топ-ленте, по-моему, четыре первых темы — это Брюссель, то, что там произошло, реакция на Брюссель, постоянно обновляемая новостная лента. Корреспондент Spiegel-online случайно оказался как раз в момент взрыва в аэропорту, женщина. Она сообщала оттуда в прямом режиме, что и как все это происходило. Что в первый час полиция никого не выпускала из здания терминала, из здания аэропорта, потому что, очевидно, предполагалось, что там еще могут находиться террористы или их пособники, что сейчас терминал полностью эвакуирован. Сообщает о том, что перекрыты все автомобильные дороги, железнодорожное сообщение между Брюсселем и аэропортом, и автобан, многополосная автомобильная дорога, там нет ни одного человека, нет ни одной машины. Как, знаете, в постапокалипсическом фильме, когда что-то страшное произошло и такая безлюдная, длинная, пустая дорога.
— В скором времени не исключен отзвук бельгийских терактов в Германии, это мнение ветерана СВР — он предполагает, что это следствие политики открытых дверей в Европе. В ближайшее время, скорее всего, Ангеле Меркель придется отвечать на крайне неприятные вопросы. Скажите, пожалуйста, немецкие политики высказываются в таком ключе сейчас, в эти дни?
— Нет, немецкие политики в таком ключе не высказываются. Никто не хочет накаркать, что ли, скажем так, или стать прорицателем таких трагических событий и на территории Германии. Пока, собственно говоря, Германию все эти годы обходила стороной такая террористическая угроза. Здесь не было или практически не было террористических нападений, которые повлекли бы за собой человеческие жертвы.
Эксперты, как я понимаю, предполагают, что нынешние теракты в Брюсселе могли стать своеобразной местью за недавний арест организатора терактов, которые прошли в Париже. Такое стечение обстоятельств: Брюссель давно уже стал центром определенных террористических ячеек. Как мы знаем, многие из тех, кто напал на Париж в прошлом году, были родом либо из Брюсселя, либо их родственники, они как-то были связаны с Бельгией. С Германией таких прямых связей не установлено. Кроме того, все-таки связывать политику канцлера Меркель по отношению к беженцам с этими последними взрывами мне кажется несколько натянутым. Потому что, по крайней мере, большинство радикальных исламистов, организаторов терактов во Франции, были не из числа тех беженцев, которые недавно приехали в Европу. Но из числа тех, кто жил в Европе очень давно, частично даже уже родился и вырос здесь. Так что тут надо все-таки избегать таких уж лобовых прогнозов, на мой взгляд.