Газпромбанк доедет до Эльги
Он получит контроль над дорогой к угольному активу
Как стало известно "Ъ", Газпромбанк (ГПБ) получит контроль в основном активе Эльгинского угольного проекта "Мечела". Банку должно отойти 75% в ООО "Эльга-Дорога", куда вносится железная дорога от месторождения до БАМа. Дорога обошлась "Мечелу" в 70 млрд руб., в перспективе ее планируется продать ОАО РЖД. В ООО "Эльгауголь", владеющем лицензией на само месторождение, ГПБ получит от структур "Мечела" 49% долей, а компании Игоря Зюзина предстоит освободить еще 49% ООО из-под залога по кредиту ВЭБа на $150 млн.
Газпромбанк и "Мечел" Игоря Зюзина (владеет с семьей 67,42% акций) планируют подписать финальные документы в рамках сделки по Эльгинскому угольному проекту на первой неделе или в десятых числах апреля, рассказали источники "Ъ", знакомые с ходом переговоров. По словам двух собеседников "Ъ", ГПБ получит контрольный пакет в ключевом активе проекта — 321 км железной дороги Улак--Эльга от месторождения до БАМа, строительство которой обошлось в 70 млрд руб. По данным "Ъ", банку должно достаться 75% в ООО "Эльга-Дорога", созданном структурами "Мечела" в январе. В эту компанию планируется внести дорогу ("Ъ" сообщал об этой компании 24 февраля). При создании у "Эльги-Дороги" был уставный капитал 10 тыс. руб., но, как следует из данных ФНС, 15 марта компания подала документы на изменение его размера и/или участников.
В ООО "Эльгауголь" (капитал — 5,1 млрд руб.), которое владеет лицензией на месторождение с запасами свыше 2 млрд тонн коксующегося угля, ГПБ должен выкупить 49% долей, говорят источники "Ъ". Общая сумма сделки должна составить около $500 млн, средства, как писал "Ъ", должны пойти на погашение части долга "Мечела" перед Сбербанком, который на этих условиях был согласен реструктурировать долг ($1,27 млрд). ГПБ рассматривает вариант последующего выхода из Эльги, говорят источники. Дорогу планируется продать ОАО РЖД, но переговоры буксуют.
Сейчас "Мечел" реструктурирует $5,1 млрд из общего долга в размере $6,2 млрд, включая долг перед Сбербанком, $1,8 млрд перед ГПБ, около $1 млрд перед ВТБ и еще $1 млрд перед синдикатом зарубежных банков. Планируется перенести их погашение на 2017-2020 годы с возможностью отсрочки до 2022-2023 годов. Для этого "Мечелу" нужно получить одобрение свыше половины миноритариев (free-float — 32,58% акций), но на собрании акционеров в марте этого сделать не удалось.
Факт переговоров с ГПБ по продаже доли в Эльге в начале марта подтверждал гендиректор "Мечела" Олег Коржов. "Мы надеемся завершить обсуждение сделки к концу первого квартала",— говорил он. В "Мечеле" вчера отказались от комментариев, в ГПБ не ответили на запрос "Ъ". Но, по словам источников "Ъ", ГПБ уже подал заявления в ФАС. В службе подтвердили "Ъ", что ФАС получила ходатайства по "Эльге-Дороге" (22 марта) и "Эльгауглю" (17 марта), но заявителей и размер приобретаемых долей не раскрыл. "Ходатайства рассматриваются в течение месяца с правом продления еще на месяц",— добавили в ФАС.
Сделка в высокой стадии готовности, но работа непростая, "все стороны пашут ночами", говорят собеседники "Ъ", близкие к разным сторонам. Один из важных нюансов — участие ВЭБа в финансировании Эльги: он в 2013 году выдал "Эльгауглю" бридж-кредит на $150 млн, обеспеченный залогом 49% долей в ООО (уже просрочен), и получил 0,001% в капитале компании. Заем должен был гаситься за счет последующего кредита госкорпорации на $2 млрд, но его выдача застопорилась из-за реструктуризации долгов "Мечела". Сейчас ВЭБ, ГПБ и "Мечел" обсуждают сроки и условия погашения бридж-кредита, но покупка ГПБ доли в "Эльгаугле" не связана напрямую с этим, говорят источники "Ъ". Получается, что банк должен получить 49% из необремененного пакета "Мечела" (50,99%), а Игорю Зюзину надо высвободить остальные доли в "Эльгаугле" из-под залога. "ВЭБ хочет получить деньги, иначе надо обращать взыскание на залог, но в этом никто не заинтересован",— говорит один из собеседников "Ъ". В ВЭБе отказались от комментариев.
Сергей Донской из Societe Generale говорит, что оценить сделку без деталей выплат ГПБ за доли сложно: она может строиться как на понесенных затратах "Мечела" (около 80% пошло на дорогу), так и на перспективах Эльги. Пока сделка выглядит несколько вынужденной для банка, которому, возможно, придется дополнительно финансировать развитие проекта вместо ВЭБа, указывает аналитик, но, похоже, угольные цены достигли дна ($78 за тонну коксующегося угля), и у Эльги есть потенциал роста стоимости.