БАТу не взыскали за старое
Перевозчик не смог отсудить убытки с минфина России
Государственному перевозчику «Башавтотранс» (БАТ, собственность республики) в арбитражном суде Москвы не удалось взыскать с министерства финансов России более 81 млн рублей убытков. В эту сумму компания оценила перевозку федеральных льготников в 2011–2012 годах. Суд посчитал, что предприятие не смогло доказать реальность понесенных затрат. Эксперты считают, что у предприятия есть шансы оспорить решение суда, но сделать это будет непросто
Арбитражный суд Москвы отказал государственному перевозчику «Башавтотранс» в удовлетворении иска о взыскании с министерства финансов России 81,46 млн руб. В эту сумму компания оценила убытки, понесенные ею в 2011–2012 годах в результате перевозки федеральных льготников по единым социальным проездным билетам. По соглашениям, подписанным в те годы с госкомтрансом Башкирии, возмещение выпадающих доходов предприятия должно было производиться за счет субвенций из федерального бюджета. Количество перевезенных льготников в материалах дела не уточняется.
По мнению московского арбитража, БАТ не доказал реальность понесенных убытков: компания не предоставила на рассмотрение отчеты о фактически перевезенном количестве льготных пассажиров. Перевозчик, отмечено в решении суда, «ошибочно полагал, что его транспортом перевезены все федеральные льготники Уфы». «Однако данное утверждение истца не соответствует действительности, так как федеральные льготники одновременно пользовались не только услугами транспорта истца, но и других перевозчиков, а также другими видами городского и пригородного транспорта», говорится в решении суда. Кроме этого арбитраж отметил, что предприятие получило из бюджета Башкирии компенсацию в 34,5 млн руб. (общая сумма за 2012 и 2013 годы) на возмещение выпадающих доходов по перевозке пассажиров по ЕСПБ.
• «Башавтотранс» — государственное унитарное предприятие, подведомственное госкомтрансу. Активы на конец 2014 года оценивались в 1,89 млрд руб., предприятие эксплуатирует более 2 тыс. автобусов. Выручка в 2014 году составила 2,62 млрд руб., чистый убыток — 57,79 млн руб., кредиторская задолженность — 229,57 млн руб., дебиторская — 517,78 млн руб.
В БАТ вчера оперативно предоставить комментарий на письменный запрос „Ъ“ не смогли.
По данным арбитражного суда, ранее БАТ взыскал с минфина РФ 62,31 млн руб. за перевозку льготников в 2006 году. В дальнейшем компания пыталась получить 228,7 млн руб. за 2008-2010 год, но суд ей отказал. В ноябре арбитраж отказался взыскивать с минфина в пользу перевозчика 40 млн руб. за перевозку льготников с января по декабрь 2011 года. Компания, говорится в материалах дела, не смогла обосновать расчет финансовых претензий.
Эксперты считают, что БАТ сможет оспорить решение суда, только доказав реальность понесенных убытков. Старший юрист адвокатского бюро «А2» Екатерина Ильина отмечает, что «суд законно и обоснованно указал, что для расчета должно использоваться только количество фактически перевезенных лиц, а не гипотетические предположения. «Если таких доказательств в деле нет, истцу будет невозможно доказать убытки»,— отметила она. Партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко отмечает, что «судебная практика на уровне Верховного суда РФ подтверждает правомерность требований, которые предъявляет БАТ». «Российская Федерация приняла на себя обязанность полностью возмещать транспортным организациям расходы по предоставлению данных льгот за счет средств федерального бюджета. В этой связи решение, на мой взгляд, является недостаточно обоснованным. Из него можно сделать вывод, что убытков вообще не возникло. Получается, что ни один льготник не был перевезен истцом за заявленный период, что явно не соответствует действительности»,— пояснил эксперт.