В FATCA уложились не все
Некоторые банки снова будут просить об отсрочке
Процесс передачи данных в Службу внутренних доходов США (IRS) российскими банками об американских налогоплательщиках за полтора года совершенствования так и не удалось отладить полностью. Как и девять месяцев назад, банки, в том числе крупнейшие, не успевают отчитаться перед американскими налоговиками и снова просят отсрочку. С указываемой банками причиной — бюрократичностью соответствующих российских процедур — не согласны российские налоговики. Они, в свою очередь, винят банки в нерасторопности.
О том, что не все банки успеют направить отчетность о выявленных клиентах--американских налогоплательщиках до 31 марта, как это требуется по американскому законодательству, "Ъ" стало известно от участников рынка. "На рынке сейчас действительно наблюдается такая тенденция,— говорит эксперт в сфере комплаенс, ПОД/ФТ и FATCA Дмитрий Чистов.— Но есть возможность воспользоваться трехмесячной отсрочкой". Само по себе это несложно: нужно заполнить специальную форму на сайте IRS. Но привлекает внимание не сама отсрочка, а тот факт, что, хотя это уже второй раунд сдачи отчетности российскими банками американским налоговикам и с момента первой считавшейся пробной сдачи прошло девять месяцев, ситуация отчасти повторяется, констатируют банкиры. Одной из основных причин они называют изменение формата взаимодействия с российскими регуляторами — ФНС, Росфинмониторингом и ЦБ.
Именно этим ведомствам, прежде чем послать сведения в Америку, российские банки должны предварительно направить данные для получения одобрения на окончательную их рассылку за рубеж. Во втором полугодии 2015 года правительство усовершенствовало порядок этого согласования, переведя его в режим единого окна (все теперь идет через ФНС, раньше документы надо было согласовывать со всеми тремя структурами отдельно). Но дело в том, что порядок пользования этим по идее удобным "единым окном" был опубликован во второй половине декабря и за три прошедших месяца далеко не все банки, по словам банкиров, успели перенастроить системы.
Присоединиться к американскому налоговому закону FATCA финансовые институты должны были до июля 2014 года. Присоединившиеся компании должны регулярно отчитываться перед IRS о выявленных клиентах--американских налогоплательщиках. Введенные весной 2014 года антироссийские санкции помешали заключению межгосударственного соглашения между РФ и США, которое должно было упростить этот процесс и наладить двусторонний обмен через уполномоченные органы (в других странах — налоговые службы). В результате российские финансовые организации присоединились к FATCA, но вынуждены направлять информацию в IRS самостоятельно. Первый раз отчетность сдавалась до конца июня 2015 года, однако и тогда банки могли воспользоваться отсрочкой до конца сентября. Новая отчетность, которую нужно сдать до 31 марта, будет содержать намного больше информации, включая данные об "отказниках", не разрешивших банку передавать информацию о себе в IRS, и о не присоединившихся к FATCA финансовых институтах (подробно об отчетности по FATCA см. справку на стр. 8).
Из 20 опрошенных "Ъ" крупнейших по активам банков официально подтвердили готовность воспользоваться отсрочкой три банка — Ситибанк, "Санкт-Петербург" и банк "ФК "Открытие"", все они уже запросили отсрочку. В двух из них — ФК "Открытие" и "Санкт-Петербурге" — отсрочку связывают с техническими сложностями. Какими именно — там не уточняют. В Ситибанке не раскрывают причины задержки. В Бинбанке и Райффайзенбанке от комментариев отказались. Сбербанк отчетность по FATCA в IRS отправляет на этой неделе. В ВТБ и ВТБ 24 заявили, что подадут отчетность точно в срок. Не планируют пользоваться отсрочкой в Росбанке, Нордеа-банке, Промсвязьбанке и "Уралсибе". В Промсвязьбанке пояснили, что начали дорабатывать свой софт сразу же после опубликования документа ФНС и уложились в срок. Таким образом, проблема есть, но всеобщей не является.
Как следует из комментария самой ФНС, задержка — следствие нерасторопности самих отдельных банков: "Для удобства и эффективности взаимодействия (по FATCA.— "Ъ") на сайте ФНС реализован специализированный электронный сервис, который разрабатывался и тестировался при непосредственном участии российских организаций финансового рынка в установленные сроки. Сервис позволяет заполнять уведомления об иностранных клиентах в специализированном ПО или настроить свои системы отчетности для полностью автоматического формирования и направления информации одновременно в перечисленные уполномоченные органы в режиме одного окна". Как говорят в ФНС, на сайте службы есть не только нормативная и техническая документация, но и пошаговые инструкции для работы с сервисом, действует горячая линия технической поддержки. "Заинтересованные организации активно используют указанный сервис для направления информации в уполномоченные органы",— резюмировали в налоговой службе.
Впрочем, указанная банками причина не единственная. Среди российских банков могут быть и те, кто до последнего затягивал процесс тестирования взаимодействия с самой IRS либо первую отчетность сдавал "нулевой" — в отсутствие американских клиентов, добавляет партнер EY Мария Фролова: "В результате у них попросту не было опыта полного прохождения всего сложного процесса обмена информацией, включая тестирование, шифрование и другие процедуры". Теперь такие клиенты могли появиться, что и поставило ряд игроков в тупик, не исключает она.