Цистерны без "Системы"
АФК продает железнодорожного оператора "СГ-Транс"
АФК "Система" продает свою долю в железнодорожном операторе "СГ-Транс", которым владеет на паритетных началах с "Вектор рейл" Алексея Тайчера и братьев Бабаевых. Покупатель не назван; впрочем, по данным "Ъ", сделка на ранней стадии и состоится не раньше второго квартала. По мнению экспертов, "СГ-Транс" — привлекательный актив, поскольку продается, по сути, не парк, что без особого успеха пытаются сделать другие участники рынка, а портфель долгосрочных контрактов — большая часть парка оператора в аренде до 2020-х годов по хорошим ставкам.
АФК "Система" нашла покупателя для своих 50% в "СГ-Трансе", сообщил основной акционер АФК Владимир Евтушенков. Покупателя он не назвал, подчеркнув: "не моего уровня вопрос". По его словам, компания выходит из актива с прибылью, продавая его выше цены приобретения (100% оператора она купила в 2012 году за 22 млрд руб.). "Это непрофильный для нас бизнес,— цитирует господина Евтушенкова ТАСС,— все, что на него потратили, отбили". По его словам, группа уже получила прибыль от этого актива, даже если не будет продавать.
"СГ-Транс" занимается транспортировкой сжиженных углеводородных газов (СУГ), нефтеналивных и нефтехимических грузов. По 50% принадлежит АФК и ООО "Вектор рейл" Алексея Тайчера, Тимура и Руслана Бабаева. "СГ-Транс" не раскрывал показатели за 2015 год, его выручка за 2014 год, по отчету "Системы",— 20,4 млрд руб., OIBDA — 6,25 млрд руб.
Еще осенью 2015 года АФК не собиралась продавать "СГ-Транс", но в этом году Сбербанк начал в ее интересах искать покупателя. Несколько собеседников "Ъ" предполагают, что долю АФК могли выкупить ее партнеры по "СГ-Трансу", но источник, близкий к ним, утверждает, что это "домысел". По словам собеседников "Ъ" на рынке, сделка явно на ранней стадии, судя как минимум по тому, что о ней не знают те, кого необходимо уведомить, например лизингодатели или арендаторы парка "СГ-Транса". Источник "Ъ", близкий к акционерам "СГ-Транса", говорит, что господин Евтушенков только анонсировал намерение, а сделка состоится не ранее второго квартала.
Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров отмечает, что из трех основных сегментов деятельности "СГ-Транса" — перевозок и аренды цистерн для СУГ, перевозок нефтеналивных грузов и предоставления универсального парка — в долгосрочной перспективе наиболее стратегически привлекательна транспортировка СУГ. Перевозки нефтеналивных грузов у "СГ-Транс" снижаются (в 2015 году на 22% до 8,6 млн т), и, хотя контракт с "Башнефтью" действует до конца 2019 года, из-за потери контроля АФК над нефтекомпанией перспективы его продления крайне туманны. В случае с СУГ до 13 тыс. цистерн задействованы в жестких долгосрочных арендных контрактах: 5,4 тыс. цистерн арендует до 2022 года "РН-Транс" и 7,6 тыс.— "Сибур-транс", контракт с которым действует до 2020 года с возможностью пролонгации до 2024 года. По сути, продается не парк, что пытаются сделать сейчас другие операторы, а портфель высокодоходных долгосрочных контрактов, говорит господин Бурмистров. И, хотя 15,8 тыс. цистерн находятся в залоге по кредиту Газпромбанка (на 11,4 млрд руб.), долговая нагрузка оператора комфортная — менее 500 руб. на цистерну для СУГ в сутки при средневзвешенной доходности около 1,3 тыс. руб. без НДС в сутки. Эксперт добавляет, что только по двум договорам аренды с "РН-Трансом" и "СИБУР-Трансом" денежный поток до 2020 года составит до 36 млрд руб., что делает актив привлекательным даже для финансового инвестора.