Снегоходы заехали на Южный Урал
Их производство и сборку переносят из Китая в Миасс из-за валютных скачков
Компания «Снежные технологии», которая пять лет назад запустила в Китае производство снегоходов «Арктика 1500», переносит его в Миасс. Свое решение компания объясняет падением курса доллара. По данным Агентства инвестиционного развития, предприятие нашло инвестора, который рассматривает возможность вложения в проект около 300 млн руб. К 2020 году компания планирует выпускать до 1 тыс. снегоходов, локализовав в России до 70% производства. Основные заказчики продукции — Минобороны и горнолыжные курорты. Аналитики указывают, что падение курса рубля сократило долю иностранных компаний на рынке России, что привело к росту спроса на отечественную продукцию.
ООО «Снежные технологии» (Миасс), разработавшее утилитарный снегоход «Арктика 1500» на базе автомобильного двигателя, переносит его производство и сборку из Китая на площадку в Миасс в партнерстве с АО «Мастер» (по данным «СПАРК Интерфакс», АО аффилировано с российской производственной и IT-компанией АО «Папилон»). Проект включен в список агентства инвестиционного развития (АИР) Челябинской области, для его реализации необходимо 300 млн руб. По словам директора агентства Анатолия Лобко, разработчик снегохода Сергей Клименко обратился в АИР летом 2015 года. «Мы оперативно нашли им инвестора — АО «Мастер», который вложился в тестовую партию снегоходов. После ее изготовления он может инвестировать в дальнейшее развитие предприятия», — сообщил господин Лобко. Для региона новое производство в Миассе интересно с точки зрения не только создания рабочих мест, но и формирования нового имиджа Челябинской области и диверсификации экономики, говорит он.
Замдиректора «Снежных технологий» Сергей Клименко сообщил „Ъ“, что проект был запущен компанией пять лет назад в Китае. В 2014-2015 годах предприятие поставило 87 снегоходов погранслужбе КНР, 12 — на горнолыжные комплексы Китая, 18 — в Канаду. Все детали компания закупала в городе Вэнлин (провинция Чжэцзян), используя в снегоходе мотор Geely. «Китайские власти передали нам в пользование 7 тыс. кв. м площадей на три года без уплаты аренды, в прошлом году выплатили грант на производство около $300 тыс. Однако в августе 2014 года после скачков курса доллара стало понятно, что дальше работать невыгодно», — пояснил он. Стоимость снегохода выросла почти в два раза — до 920 тыс. руб.
Сейчас компания совместно с АО «Мастер» арендует площади в Миассе, где размещено сборочное производство и сварочный участок. АО «Мастер» уже инвестировало около $300 тыс., общий объем вложений в проект превысил $1 млн. «Мы собрали пилотную модель с учетом российского рынка. Сейчас адаптируем техдокументацию к российским условиям и начинаем сборку тестовой серии из 30 машин, которую планируем закончить к 1 июля», — сообщил Сергей Клименко. После запуска производства в Миассе местная локализация составит 70% (сейчас 30-40%), что позволит снизить стоимость снегохода на четверть. В производстве тестовой серии используются гусеницы, рама, детали подвески российского производства, двигатель от «АвтоВАЗа». Его мощность позволяет перевозить до девяти человек. Инвестиции в 300 млн руб. позволят увеличить объем производства с 100-150 снегоходов в сезон 2016-2017 года до 1 тыс. машин через три года после запуска площадки, говорит господин Клименко. Приоритетные направления сбыта — Минобороны РФ, горнолыжные комплексы, МЧС, «Почта России» и силовые структуры. Главным конкурентом господин Клименко называет итальянскую Alpina Sherpa. Но стоимость импортного снегохода в три раза превышает российский аналог.
По словам аналитика АО «Финам» Алексея Калачева, падение курса рубля в 2014 году позволило отечественным производителям снегоходов увеличить долю на рынке. Главным игроком стало АО «Русская механика» с 46%, при этом доля Yamaha снизилась с 30% до 25%, BRP — с 30% до 20%. Всего в 2014 году в России продали 26 тыс. снегоходов. При этом выбор таких мощных утилитарных снегоходов, как «Арктика 1500», на российском рынке невелик. «Локализованное в России производство дает большое ценовое преимущество по сравнению с импортом вследствие низкого курса рубля и дешевой рабочей силы. Рынок утилитарных снегоходов ненасыщен, предприятие сможет реализовать заявленные объемы», — считает господин Калачев. Он уточнил, что такая техника будет востребована в связи с созданием арктической военной группировки. Также она регулярно требуется на российских горнолыжных курортах.