ОАК берет штурвал на себя
В АО «Авиастар-СП» меняется руководство
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) меняет систему управления ульяновского самолетостроительного завода «Авиастар-СП». Предполагается, что с апреля полномочия единоличного исполнительного органа перейдут к управляющей компании (УК) в структуре ОАК. Кто ее возглавит, пока не известно. В облправительстве отмечают, что высокий потенциал гендиректора «Авиастара-СП» Сергея Дементьева намерены использовать на благо региона. По мнению экспертов, использование УК в качестве единоличного исполнительного органа становится общим трендом для крупных предприятий, и, с точки зрения основных акционеров, это более эффективная форма управления.
Как стало известно „Ъ“ из неофициальных источников, с апреля генеральный директор АО «Авиастар-СП» Сергей Дементьев оставит свою должность. «Таково решение ОАК», — подтвердил „Ъ“ первый зампред правительства Ульяновской области Александр Чепухин.
«Да, сегодня я объявил коллективу, что 30 марта работаю на „Авиастаре“ последний день. То есть полномочия генерального директора прекращаются, а его функции переходят в ОАК», — пояснил „Ъ“ Сергей Дементьев.
В ОАК „Ъ“ также подтвердили эту информацию, однако от комментариев отказались, отметив, что «официальное сообщение будет 30-31 марта, тогда все и будет разъяснено». В то же время источник, близкий к руководству корпорации, пояснил, что на самом деле «дело не в персоналиях, просто ОАК меняет форму управления, передавая полномочия генерального директора управляющей компании». «Этот принцип в дальнейшем будет распространен и на другие крупные самолетостроительные компании, на тот же Воронеж (имеется в виду ВАСО. — „Ъ“)», — сказал собеседник. Впрочем, кто может возглавить управляющую компанию «Авиастара» и какая структура корпорации будет избрана в качестве УК, он пояснить отказался. Один из экспертов „Ъ“ предположил, что такой компанией «может быть, к примеру, бизнес-единица „ОАК — Транспортные самолеты“ (ОАК-ТС), тем более что подобные слухи в Ульяновске уже циркулировали». Однако гендиректор ОАК-ТС Вильдан Зиннуров заметил „Ъ“, что вряд ли это может быть так, поскольку «сегодня ОАК-ТС — это всего лишь заказчик на Ил‑76 и Ан‑124–100», а бизнес-единица, вероятно, будет сформирована в несколько ином виде. «Я в курсе, что полномочия единоличного исполнительного органа передаются в ОАК, но по персоналиям ничего не знаю. Это стратегия развития ОАК, и комментировать тут нечего. Ее надо исполнять», — добавил господин Зиннуров.
Куда теперь пойдет работать Сергей Дементьев, будет ли приглашен в авиационную сферу, пока не известно. Сам он пояснил „Ъ“, что «пока не решил, куда идти работать дальше», желая сначала отдохнуть, «поскольку за последние восемь лет в отпуске был в сумме месяц-два, не более». В то же время он добавил, что за будущее завода спокоен: «Видит Бог, я перед заводом ни в чем не провинился, предприятие имеет теперь заказы на долгие-долгие годы, и это хорошо». Первый вице-премьер облправительства Александр Чепухин оценивает работу господина Дементьева на «Авиастаре» на «отлично».
Губернатор региона Сергей Морозов в беседе с „Ъ“ сказал, что он в курсе изменений в руководстве «Авиастара-СП»: «Я был заранее поставлен в известность о том, что будут серьезные преобразования, направленные на повышение эффективности работы авиастроительной корпорации. Но кто конкретно будет исполнительным директором, это вопрос к ОАК». В то же время господин Морозов отметил, что «очень высоко оценивает работу Сергея Дементьева на посту гендиректора „Авиастара“». «Я ценю его как очень эффективного менеджера и перспективного политика. Мы предложили ему остаться в Ульяновской области и быть полезным региону. Сделали два предложения: или продолжить производственную деятельность, или перейти в органы власти в сфере промышленной политики. А определяться он будет сам», — отметил губернатор.
В конце декабря минувшего года ОАК уже сообщала о планах введения новой оргструктуры корпорации, «призванной улучшить управляемость компании и усилить ключевые корпоративные функции». Структура разрабатывалась при содействии экспертов Strategy Partners Group. Судя по всему, изменения в управлении самолетостроительными предприятиями также идут в русле этой реформы.
Глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отмечает, что сегодня в отечественной промышленности подобные схемы управления (когда полномочия единоличного исполнительного органа передаются управляющей компании или головной организации холдинга, а на место гендиректора ставится назначенный исполнительный директор), «стали распространенными», «к примеру, Объединенная двигателестроительная корпорация ввела на ряде предприятий такую схему». «Все это позволяет очень эффективно решать вопросы, связанные с централизацией управления финансовыми ресурсами и принятием значимых решений. Схема отражает интересы именно головной структуры, на которую уже несколько меньше смогут оказывать влияние местные власти. Но главное — уровень принятия решений сложных вопросов (по которым все равно гендиректору приходилось получать согласование головной организации. — „Ъ“) переходит наверх, а значит, повышается управляемость», — подчеркнул эксперт.