«Это расходование бюджетных средств без каких-либо быстрых результатов»

ОЭЗ на острове Русский могут свернуть

Правительство предлагает закрыть особую экономическую зону на острове Русский. Проект приказа разработало Министерство экономического развития. Ведомство отмечает, что инвесторы так и не пришли в край — даже на льготных условиях. Особая экономическая зона была создана на острове Русский еще в 2010 году. Все резиденты на этой территории могут платить налоги и таможенные сборы по сниженным ставкам. Правительство предполагало, что власти Приморья привлекут на остров туристические компании. Заместитель директора группы государственных финансов компании S&P Карен Вартапетов ответил на вопросы ведущей «Коммерсантъ FM» Анны Казаковой.

Фото: Евгений Переверзев, Коммерсантъ

— Уже второй раз Минэкономразвития предлагает ликвидировать особую зону на острове Русский, на ваш взгляд, почему ведомство на этом так настаивает? И сильно ли от этого страдает бюджет?

— Думаю, это связано с тем, что результатов деятельности этой зоны немного, как вы правильно сказали. В целом, опыт этого инструмента экономических зон уже насчитывает, наверное, десять лет. И примеров успеха буквально единицы. Мы можем говорить, наверное, о Елабуге и Липецке, все остальные случаи — это, скорее, расходование бюджетных средств без каких-либо быстрых результатов. Я думаю, что в случае особой экономической зоны на острове Русский — это именно пример неуспеха в применении этого инструмента.

— А почему?

— Вопрос, который вы задаете, фундаментальный, и относится к тому, насколько успешен или насколько эффективен инструмент создания особых юридических режимов в отдельных регионах. Мировая практика говорит о том, что в некоторых случаях и в некоторых контекстах он действительно приносит результат. Например, экономический рост в Китае во многом сконцентрирован в такого рода зонах приморских. Но в России этот инструмент, наверное, не заработал в том масштабе, в каком планировалось. Это связано как с общим качеством государственного управления, так и с тем, что регионы, субъекты федерации, которые часто отвечают за подготовку инфраструктуры, также не успевают подготовить площадки для инвесторов в части качества развития инфраструктуры, улучшения таможенных процедур и так далее.

— Может быть, инвесторам просто экономически невыгодно развиваться сейчас из-за кризиса?

— Можно сказать и так. Тогда это будет относиться вообще в целом к российской экономике. Предполагается, идея правительства была в том, что, если снизить налоговое бремя, то рентабельность проектов инвестиционных увеличится. Видимо, инвесторы подумали по-другому, оценили риски по-другому. И налоговое бремя, налоговые ставки для них не являются ключевым параметром при инвестировании в те или иные регионы.

— Остров Русский начали развивать к саммиту АТЭС-2012 года, был построен мост, океанариум должен открыться, получается, что деньги потрачены зря?

— Ну, это вопрос сложный, здесь вопрос, наверное, критериев, нужно ли было проводить саммит АТЭС именно в этом месте, дал ли этот саммит стимул для развития Приморского края или нет. Вопрос критериев, и, как и в большинстве других случаев, социально-экономический эффект все-таки проявляться на гораздо более длинных горизонтах. В рамках трех-пяти лет, наверное, говорить о каких-то прорывах сложно.

— Можно ли сейчас сказать о том, что проект провалился?

— Я думаю, что это зависит от критериев. Наверное, результаты, которые получены, не соответствуют тем ожиданиям или планам правительства. Но в долгосрочной перспективе все может измениться. В целом хочу сказать, что этот инструмент особых экономических зон в России не заработал, и об этом говорят инициативы правительства по созданию другого типа зон, например, так называемые территории опережающего развития, многочисленные госкорпорации, отвечающие за развитие конкретных регионов. То есть инструменты развития регионов множатся, говорят о том, что предыдущие инициативы не срабатывают.

Вся лента