Что нужно знать о терактах в Брюсселе

Премьер-министр Бельгии назвал случившееся черным днем для всей страны

Утром 22 марта в столице Бельгии прогремели три взрыва — два в международном аэропорту Брюсселя и один на станции метро «Мальбек». В результате теракта погиб 31 человек, около 250 получили ранения. Ответственность за случившееся взяла на себя террористическая организация «Исламское государство» (ИГ; запрещена в России).

Фото: Francois Lenoir, Reuters


Что произошло

22 марта около 8:00 утра по местному времени (10:00 по московскому времени) в зоне регистрации зала вылетов международного аэропорта Брюсселя в пригороде Завентем прогремели два взрыва. Бомбы находились в багаже и были приведены в действие смертниками.

Позже в аэропорту была обнаружена еще одна бомба.

Спустя час прогремел еще один взрыв — на станции метро «Мальбек», расположенной под Европейским кварталом Брюсселя. Взрыв произошел во втором вагоне состава сразу после отправления поезда со станции.

Жертвами двойного теракта стал 31 человек, около 250 получили ранения различной степени тяжести.

Посольство РФ сообщило, что россиян среди погибших и пострадавших нет.


Что известно о террористах

Ответственность за теракт взяла на себя запрещенная в России террористическая организация «Исламское государство» (ИГ).

Боевики объяснили теракты участием Бельгии в антитеррористической коалиции, воюющей с ИГ в Ираке и Сирии.

Вечером того же дня СМИ опубликовали фотографию предполагаемых террористов, устроивших взрывы в аэропорту. Утром 23 марта они были опознаны как братья Халид и Брахим Бакрауи.

По данным бельгийских СМИ, братья проживали в Брюсселе и состояли на учете в полиции по делам о бандитизме с применением насилия.

Один из них (Брахим) в 2010 году был осужден на девять лет за выстрелы в сторону полицейских из автомата в ходе ограбления, однако в итоге был освобожден условно-досрочно (по другим данным — скрылся).

Халид Бакрауи также имел условную судимость за угон автомобиля. Под чужим именем он снимал квартиру в коммуне Форе, в которой за несколько дней до теракта были обнаружены следы Салаха Абдеслама — одного из организаторов терактов в Париже в ноябре 2015 года (задержан в Брюсселе 18 марта).

Третий участник террористической атаки в Брюсселе — Нажим Лахрауи. Он был арестован на следующий день после взрывов. СМИ называют его специалистом по изготовлению бомб. В 2013 году он посещал Сирию, в сентябре 2015 года был остановлен на австро-венгерской границе в арендованной машине вместе с Салахом Абдесламом.


Как были усилены меры безопасности

Спустя полчаса после взрыва в метро в Брюсселе был введен высший, четвертый уровень террористической угрозы. В городе закрылись магазины, метро, учебные заведения и другие общественные места, остановилась работа общественного транспорта. Аэропорты перестали принимать рейсы, самолеты отправлялись на запасные аэродромы.

В 11:05 утра Бельгия объявила о закрытии границы с Францией в связи с терактами в Брюсселе.

Власти рекомендовали гражданам не выходить из дома. На улицах появились армейские патрули, Минобороны Бельгии дополнительно направило в помощь полиции почти 250 военных.

Здания парламента и канцелярии премьера были эвакуированы. По всей стране начались рейды по поиску террористов и их сообщников.


Реакция мирового сообщества

Вскоре после терактов президент России Владимир Путин направил соболезнования королю Бельгии Филиппу, осудив теракты и заверив в «абсолютной солидарности россиян с бельгийцами в эти нелегкие часы».

Президент США Барак Обама заявил, что «мыслями и молитвами американцы сейчас с бельгийцами».

Генсек НАТО Йенс Столтенберг назвал теракты «трусливым нападением», которое, по его словам, было направлено «против (европейских) ценностей и принципа открытых сообществ».

В официальном заявлении председателя Евросовета Дональда Туска говорилось, что он потрясен терактами.

Французский президент Франсуа Олланд после экстренного совещания Совбеза страны заявил, что теракты в Брюсселе стали «ударом по всей Европе». Глава МВД Франции Бернар Казнёв добавив, что «необходимо усилить контроль внутри шенгенской зоны».


Какие сигналы шлют исламисты мировому сообществу

— Вы не в состоянии нас победить

— Все меры безопасности неэффективны

— Успехи в борьбе с ИГ не влияют на притягательность идей всемирного джихада

Обозреватель “Ъ” Максим Юсин: «Как на это реагировать Европе, да и всему цивилизованному миру, в том числе России? Единственно возможная реакция — жить, как жили, не дать себя сломать, продолжать летать на самолетах, ходить в рестораны и на футбол. Потому что единственной альтернативой могла бы стать лишь безоговорочная капитуляция перед средневековыми фанатиками, которые будут выдвигать все новые и новые требования и все равно не остановятся». Читайте подробнее



Ольга Калинина, Евгений Козичев, Дмитрий Шелковников, Елена Федотова

Вся лента