«Борьбу за рынок отечественный производитель пианино проиграл»
Эра акустических инструментов уходит в прошлое
В России закрывается последняя фабрика по производству фортепиано. Санкт-Петербургский завод «Невский блюз» сообщил «Коммерсантъ FM» о приостановке работ. Проблему отсутствия собственных заводов клавишных инструментов поднял известный пианист Денис Мацуев. В интервью агентству ТАСС он рассказал, что пытается организовать в России так называемое «рояльное движение». Музыкант убеждает руководителей региональных музыкальных школ заменить старые, купленные еще в советское время фортепиано на новые современные инструменты, в идеале отечественного производства. Подробности — у Светланы Беловой.
Денис Мацуев, один из самых именитых мировых пианистов, признался, что первые свои победы завоевывал на отечественном инструменте. Вплоть до 1998 года, когда он стал лауреатом международного конкурса имени Чайковского, Мацуев играл на рояле «Тюмень». Сегодня Тюменская фабрика клавишных инструментов выпускает ламинированную мебель. До нынешних времен не дожил ни один из 20 старых заводов, производивших пианино и рояли, хотя их качество профессиональных музыкантов и педагогов вполне устраивало, отметил доцент Московской консерватории, пианист Михаил Лидский.
«Все наши пианино использовались в основном в учебных целях, и вот они как раз были вполне приличные, и до сих пор некоторые стоят. Поэтому было бы хорошо, если бы удалось возродить этот сектор промышленности», — полагает Лидский.
Раньше в России выпускали 120 тыс. пианино и роялей ежегодно. 50% рынка принадлежало фабрике «Лира». Она, кстати, в отличие от большинства других заводов смогла сохранить производство в 90-е годы, и в начале 2000-х даже предприняла попытку реинкарнации в новых рыночных условиях. «Лира» выпустила целый ряд инструментов под брендами «Моцарт», «Лирика», «Рихтер», «Чайковский». Это были недорогие, но качественные фортепиано, которые с удовольствием покупали страны Восточной Европы, Ирак, Израиль и Канада. Однако надо признать, что инструменты эти были лишь номинально российскими — сам механизм привозили с чешских фабрик. Так и сегодня компания «Невский блюз», которая позиционирует себя как отечественный производитель пианино и роялей, закупает комплектующие в Китае. Цена такого инструмента тоже сравнима с импортом. Например, пианино от «Невского блюза» стоит около 250 тыс. руб. За ту же цену обойдется и китайский Weber. Черный рояль у питерцев стоит 600 тыс., а у Weber — 700. Борьбу за рынок отечественный производитель проиграл, сообщил руководитель отдела продаж компании «Невский блюз» Константин Нагрецкий.
«Мы хотели закрыть нишу инструментов для тех же образовательных школ, доступных, которые обеспечили бы приемлемое качество. Но получается по факту, что не таким большим спросом это пользуется, нет больших заказов. Производство практически приостановлено», — рассказал Нагрецкий «Коммерсантъ FM».
Несколько лет назад рынок фортепиано в Москве и Петербурге оценивался в $100 млн в год. Сейчас этот сегмент делят европейские и азиатские производители. Но и у них в последние полтора года продажи значительно снизились. Причина — в слабом курсе рубля, пояснил директор магазина музыкальных инструментов Олег Работников.
«Инструменты среднего сегмента, чешские инструменты, — вот они, собственно, и просели. Низ хоть как-то продается, но уже тоже многие люди сейчас покупают цифровые пианино в районе 100-150 тыс. руб., хотя они до кризиса покупали бы у нас китайский Weber, который стоил 100 тыс. Он у нас очень сильно продавался и сейчас не продается вообще», — сообщил Работников.
Есть и еще одна существенная проблема — в России не хватает профессиональных настройщиков инструментов. В Московском регионе, например, таких специалистов готовят только одной школе в Пушкинском районе. Найти опытного мастера непросто, отметил руководитель проекта по настройке фортепиано «Тюнесор.ру» Тахир Азизов.
«Хороших специалистов в Москве осталось мало, как правило, они уже в возрасте, дедушки. Как правило, к нам обращаются тоже люди в возрасте, которых всю жизнь обслуживал один мастер, и говорят: к сожалению, он уже старенький, плохо слышит, и нам нужен другой настройщик», — рассказал Азизов.
Единственный сегмент, который показывает устойчивый рост, даже несмотря на кризис, — это инструменты премиум-класса. Рояли за 3-5 млн руб. покупают состоятельные владельцы загородных домов, причем многие из них и играть-то не умеют. На такие интерьерные экземпляры приходится 80% продаж. Но беззвучно такие рояли не простаивают. В них устанавливают так называемые системы Piano Disc. Она позволяет запускать со смартфона любую композицию — будут утапливаться соответствующие клавиши, будет создаваться эффект прикосновения пальцев, то есть это полная имитация работы топера. Стоит такая система 700 тыс. руб. и, по наблюдениям московских продавцов, Piano Disc вышла в сегмент массовых продаж.