Судебный подряд
Все участники строительства ТЛК «Южноуральский» подали друг к другу иски за долги
Арбитражный суд Челябинской области назначил к рассмотрению сразу несколько исков от субподрядчиков амбициозного проекта челябинских властей — транспортно-логистического комплекса (ТЛК) «Южноуральский». Заявления на общую сумму более 200 млн руб. поданы к генподрядчику проекта — краснодарской компании «Энекс». Последняя сама взыскивает с собственника ТЛК — ООО «Ресурс» (Москва) — более 180 млн руб. «Ресурс» готовит к «Энексу» встречный иск на сумму более 150 млн руб. У сторон претензии друг к другу по качеству и объему работ. Собственники заявляют, что запуску проекта судебные иски не мешают. Эксперты указывают на необходимость финансовой поддержки проекта властями.
С начала марта в арбитражный суд Челябинской области несколько субподрядчиков строительства ТЛК «Южноуральский» подали иски о взыскании долгов с генподрядчика проекта компании «Энекс» (Краснодар). Требование о взыскании 123,4 млн руб. зарегистрировано от ООО «Компания Аспект», «Техзащита» подала иск на 23 млн руб., ООО «Стром» — на 8,3 млн руб. Заседания по этим искам назначены на май. С прошлого года готовятся к рассмотрению еще несколько исков — ООО «Стайер» (требует 2,4 млн руб.), ООО «Стройотряд» (12 млн) и «Уралгазавтоматика» (7,4 млн). Вчера прошло заседание по заявлению ООО «Реалсервис», которое с начала этого года увеличило сумму претензий с 33,3 до 44,3 млн руб. Суд отложил заседание до 10 мая.
Проект ТЛК презентовали в июне 2012 года, ему приписывали важную роль в создании «Нового шелкового пути», который должен был открыть китайским инвесторам дорогу через Казахстан в Россию и далее в Европу. Его стоимость оценивалась в 6,8 млрд руб. Реализуется на средства частных инвесторов. В прошлом году была запущена первая очередь ТЛК. По планам инвесторов, терминал сможет принимать 2,5млн тонн грузов в год с перспективой увеличения объема в четыре раза. ТЛК занимает 180 га и представляет собой железнодорожный контейнерный терминал, склады на 82 тыс. кв. м с перспективой увеличения до 450 тыс. кв. м.
Вчера в компании «Энекс» „Ъ“ пояснили, что всего работ по ТЛК было выполнено на сумму более 5 млрд руб. «В связи с уклонением заказчика (ООО „Ресурс“) от части оплат, компания не может изыскать средства, чтобы рассчитаться с рядом субподрядчиков», — заявили в «Энекс». Компания подала заявление в краснодарский арбитражный суд о взыскании с «Ресурса» 187,2 млн руб., в том числе 32,86 млн задолженности по оплате выполненных работ, 149,9 млн суммы гарантийных удержаний. «Готовится к подаче еще два иска, в том числе и о взыскании с заказчика штрафных санкций», — пояснили в компании. Собеседники „Ъ“ также уточнили, что долг «Ресурса» перед генподрядчиком выше, чем долги «Энекс» перед стройкомпаниями, однако затруднились назвать точные суммы. Ранее оценивали долг перед субподрядчиками в 400 млн, а задолженность ООО «Ресурс» в 500 млн руб. «К ряду субподрядчиков у нас есть свои претензии из-за качества выполненных работ, — пояснили в «Энекс». — Мы будем разбираться с каждым по отдельности: с какими-то компаниями планируем пойти на мировые соглашения и уже находим понимание с их стороны. Каким-то придется предъявить встречные претензии в суде».
Председатель совета директоров ООО «Ресурс» Сергей Копьев заявил „Ъ“, что не намерен уклоняться от выполнения своих обязательств перед «Энекс», но настаивает на том, что работы были выполнены не в полном объеме. «Поэтому 150 млн гарантийного удержания не выплатили, — заявил господин Копьев. — Были сданы 18 объектов, однако не выполнены отделочные работы и работы по благоустройству территории ТЛК. Мы готовим ответную претензию, поскольку сумма недоделок оценивается в сумму гораздо выше 150 млн». По его словам, с апреля с ТЛК запустят железнодорожное сообщение с китайской провинцией Хубэй с периодичностью один состав на 50 грузовых контейнеров в неделю, а к концу года этот состав будет отправляться ежедневно.
«На мой взгляд, сработали риски обычного инвестпроекта в сфере логистики. Как только стали неочевидны денежные потоки от первой очереди комплекса, снизились и его перспективы в целом. Если же проблема заключается в рынке, и сейчас нет потребности в проекте, то тут даже деньгами не помочь. Хотя непонятно, почему власти не хотят поддержать проект финансами», — говорит член экспертной группы Агентства стратегических инициатив Свердловской области Александр Трахтенберг.
В региональном министерстве экономики, которое курирует реализацию проекта, на запрос „Ъ“ не ответили.