Консервативный курс
"О'Кей" отличался о финансовых результатах
Ритейлер "О'Кей" отличался о финансовых результатах по итогам 2015 года. Общая выручка выросла на 6,9%, до 162,5 млрд рублей, а чистая прибыль снизилась примерно на 63,6%, до 1,9 млрд рублей. Аналитики считают, что на финансовые результаты повлияли увеличение товарных потерь, косвенно связанное с введением торгового эмбарго, необходимость снижения наценки на товары из-за сокращения реальных доходов покупателей, опережающий выручку рост расходов на оплату труда, а также высокая долговая нагрузка. Существенного улучшения показателей в 2016 году, говорят эксперты, также ожидать не стоит.
По данным финансового отчета компании, валовая прибыль в 2015 году выросла на 3,1%, до 38,3 млрд рублей, валовая маржа снизилась на 90 б. п., до 23,6%. Трафик в магазинах вырос на 7,2% при снижении среднего чека на 0,4%, при этом трафик без учета дискаунтеров вырос на 6,2%, а средний чек без учета дискаунтеров вырос на 0,2%.
Торговая выручка по сопоставимым магазинам (LFL) выросла на 0,6%, при этом средний чек LFL вырос на 1,3%, а средний LFL-трафик снизился на 0,7%. Торговая площадь увеличилась на 7,4%, до 593 тыс. кв. м за счет нетто-открытия двух гипермаркетов, одного супермаркета и 35 дискаунтеров.
Показатель EBITDAR снизился на 2%, до 14,8 млрд рублей, при этом маржа EBITDAR снизилась на 80 б.п., до 9,3%. Капитальные вложения в 2015 году составили 8,6 млрд рублей. Чистая прибыль снизилась на 63,6%, до 1,9 млрд рублей.
Размер операционной прибыли снизился в 2015 году на 31,7%, до 5,8 млрд рублей. В сети "О'Кей" поясняют, что снижение произошло под влиянием роста общих, коммерческих и административных расходов из-за открытия новых магазинов и инфляционного давления. На снижение также повлиял рост операционных расходов в размере 126 млн рублей в связи с признанием убытка от закрытия магазинов или продажи активов группы, частично компенсированного доходами от реализации объектов недвижимости.
В 2016 году ритейлер намерен сфокусироваться на ключевых рынках, где удается демонстрировать самые высокие показатели рентабельности: на Петербурге, Москве и крупных городах центра и юга России. Что касается капитальных затрат, то в компании заявили, что будут придерживаться консервативного подхода к экспансии, а возможный размер капитальных затрат в 2016 году составит 7-10 млрд рублей.
"О'Кей" запустил первый гипермаркет в Петербурге в 2002 году, на начало 2016 года сеть магазинов ритейлера насчитывала 146 магазинов в 32 городах России: 71 гипермаркет с общей торговой площадью около 518 тыс. кв. м, 40 супермаркетов с общей торговой площадью около 51 тыс. кв. м и 35 магазинов формата "дискаунтер" с общей торговой площадью около 24 тыс. кв. м.
По мнению Тимура Нигматуллина, аналитика ГК "Финам", за прошлый год компания представила ожидаемо слабую отчетность. "На финансовые результаты повлиял ряд негативных факторов, таких как увеличение товарных потерь, косвенно связанное с введением торгового эмбарго, необходимость снижения наценки на товары из-за сокращения реальных доходов покупателей, опережающий выручку рост расходов на оплату труда. Отдельно отмечу чрезмерно высокую долговую нагрузку. В 2015 году соотношение чистый долг/EBITDA выросло до некомфортной отметки 2,6, а средняя ставка по кредитам увеличилась более чем на 40% год к году и составила 12,99% годовых. Если бы стоимость обслуживания долга осталась на уровне прошлого года, то чистая прибыль ритейлера снизилась бы не на 63,6%, а менее чем на 30%", — говорит господин Нигматуллин.
По его словам, именно из-за проблем с долгом компания попала в своеобразную ловушку: в условиях кризиса необходимо менять бизнес-модель, но слишком высокий уровень долга не позволяет совершить необходимые инвестиции. "Именно с этим фактором я связываю тот факт, что компания в последнее время стала избавляться от активов. Например, в конце прошлого года чтобы расплатиться по долгам, ритейлер продал "Ленте" ряд земельных участков и зданий гипермаркетов. Учитывая сложную макроэкономическую обстановку и высокие процентные ставки, в 2016 году не стоит ждать существенных улучшений финансовых показателей. Скорее всего, выручка прибавит менее 10%, а рентабельность по чистой прибыли останется на уровне 2015 года", — заключает господин Нигматуллин.