Капиталам смягчили условия сдачи
Госдума готова подправить закон об амнистии
Власти готовы изменить условия продленной до 1 июля 2016 года амнистии капиталов. Вчера комитет Госдумы по финансовым рынкам одобрил подготовленные Минфином поправки к закону о декларировании зарубежных счетов и активов физлиц. Они исправляют явные недоработки закона и вопреки обещаниям почти не расширяют рамки не пользующейся спросом у бизнеса амнистии. По оценкам экспертов, наиболее существенным из предложенного является распространение амнистии не только на иностранные компании, но и на имущество, им принадлежащее.
Нынешняя правка была обещана Минфином в декабре прошлого года, когда Госдума спешно переносила срок окончания амнистии капиталов с 1 января на 1 июля 2016 года (см. "Ъ" от 23 декабря 2015 года). Напомним, сейчас все желающие могут подать налоговикам спецдекларацию с информацией о зарубежном имуществе, контролируемых иностранных компаниях и счетах в зарубежных банках. Декларантам обещан режим налоговой тайны и освобождение от ответственности всех видов. В декабре Владимир Путин заявил о продлении кампании на полгода. Позже экс-заместитель главы Минфина Сергей Шаталов сообщил, что участие в ней по состоянию на конец года приняли всего 200 человек.
Тогда Минфин обещал, что поправки по процедуре амнистии будут приняты "в январе-феврале", однако поступили они в Госдуму лишь сейчас, когда до окончания кампании остается три месяца. Отметим, что в нижней палате поправок вовсе не ждали. Соавтор закона об амнистии глава бюджетного комитета палаты Андрей Макаров заявлял, что документ трогать не следует: по его мнению, президент ждал от Белого дома вовсе не этого, а разъясняющих консультаций с правоохранителями и бизнесом.
В итоговом виде поправки обсуждались на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова 18 марта, и с уже привычным нарушением думского регламента их внесли сразу ко второму чтению не имеющего отношения к амнистии законопроекта банковской тематики. В результате их вчера одобрял не бюджетный, а финансовый комитет Госдумы.
Согласно имеющемуся у "Ъ" тексту поправок, меняется статься закона о репатриации имущества. Сейчас она обещает декларантам защиту от преследования вне зависимости от того, станут ли они возвращать в РФ движимое имущество (прежде всего речь идет об акциях). Но норма не будет применяться, если имущество находится в государстве из списка FATF или в стране, уклоняющейся от обмена налоговой информацией. Эта конструкция вызвала много вопросов. Непонятно, что имеется в виду под репатриацией: физическое перемещение акций, выпущенных офшорной компанией, их перевод на хранение у российского регистратора или признание такой организации налоговым резидентом РФ. Кроме того, непонятно, какой из трех списков FATF использовать. Все эти вопросы, делающие норму нерабочей, в итоге решено снять, убрав саму обязанность возврата "движимости" из офшоров. Теперь декларируется, что гарантии от преследования "покаявшихся" представляются вне зависимости от факта возврата имущества на территорию РФ.
Вторая новация — снятие неясности, на что именно распространяются гарантии: только на задекларированную компанию или еще и на принадлежащее ей имущество (к примеру, на записанную на иностранную фирму квартиру). Уточнено, что гарантии будут предоставлены и на "операции по формированию (в том числе приобретению и распоряжению) активов контролируемых иностранных компаний". Наконец, третья поправка касается валютных операций. Сейчас, как и для других деяний, предельный срок, по которому они амнистируются,— 1 января 2015 года. "В части валютного регулирования мы предлагаем амнистировать до момента подачи декларации,— пояснил вчера заместитель директора налогового департамента Минфина Андрей Кизимов.— Если лицо подает декларацию, например, 1 апреля, то амнистируется до этой даты". Эта поправка также вынужденная — ведь показывать налоговикам счет, операции по которому автоматически были бы признаны нарушением валютного законодательства, бессмысленно.
Отметим, изначально Минфин говорил о более существенной корректировке амнистии. Речь, в частности, шла (см. "Ъ" от 10 ноября 2015 года) о расширении перечня декларируемых активов и о том, что для расчистки "кредитной истории" декларантам разрешат заявлять об уже проданном имуществе: поправки защищают лишь имущество, принадлежащее заявителям на дату представления декларации. Депутат Андрей Макаров минимализм изменений объясняет тем, что никакие поправки не способны установить доверие бизнеса к деятельности правоохранителей — ключевой для амнистии фактор. Глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина ранее отмечала, что правка правил не должна создать лазеек для незаконного вывода капитала.
Консультанты, впрочем, довольны и тем, что получилось. "Многие наши клиенты ждали поправок в отношении валютных правонарушений и теперь воспользуются амнистией, легализовав иностранные счета",— сказал "Ъ" партнер PwC в России Михаил Филинов. Важна, по его словам, и поправка об имуществе КИК. "Это дает надежду на то, что амнистия будет применяться не только к действиям физического лица, но и ко всей цепочке, приведшей к созданию его состояния,— даже если некоторые из этих действий совершались не физлицом, а его компаниями".