Адыгея сэкономит на выборах главы
Республика присоединилась к регионам, где руководителей избирают местные депутаты
Госсовет Адыгеи принял поправки, отменяющие прямые выборы главы субъекта. Таким образом, в 2017 году глава региона будет избран депутатами регионального парламента. Такой порядок уже установлен практически во всех национальных республиках Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), Крыму и Севастополе, а также в трех «матрешечных регионах». Авторы инициативы объяснили решение необходимостью снижения расходов в период экономического кризиса. По мнению эксперта, менее публичный алгоритм избрания главы Адыгеи комфортен для местных элит.
Парламент Адыгеи принял в первом чтении изменения в конституцию и закон «О главе Республики Адыгея», устанавливающие избрание главы региона депутатами Госсовета. Кандидатуры для избрания на должность будут представляться президентом РФ, а каждый кандидат получит право выступить перед депутатами с основными положениями своей программы, победителем станет кандидат, получивший поддержку большинства депутатов в ходе тайного голосования. Повторное голосование в случае необходимости будет проводиться по двум кандидатам, набравшим наибольшее число сторонников.
Законопроекты, поддержанные большинством Госсовета, были внесены группой из 14 депутатов. Глава комитета по строительству, транспорту, связи и ЖКХ Игорь Ческидов («Единая Россия») пояснил “Ъ”, что одним из основных мотивов стало стремление сократить расходы на выборные кампании в условиях экономического кризиса. «В этом году нас ожидают масштабные кампании, в том числе по выборам в Госдуму и Госсовет, имеет ли в этой ситуации смысл снова организовывать всенародное голосование в 2017 году?» — добавил он. По его словам, депутаты учли, что от прямых выборов отказалось большинство кавказских республик.
Напомним, регионы СКФО начали отказываться от прямых выборов по рекомендации тогдашнего полпреда Александра Хлопонина, который в декабре 2013 года заявил, что в округе «при таком непростом переплетении интересов пускаться в большие выборы не время». В итоге это сделали все республики Северного Кавказа, кроме Чечни, глава которой Рамзан Кадыров настаивает на сохранении выборов. Порядок назначения главы субъекта парламентом был установлен и в присоединенных к России Крыму и Севастополе. А в начале 2015 года к назначению глав перешли в «матрешечных регионах» — входящих в Тюменскую область Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском АО и Ненецком АО, включенном в Архангельскую область.
Глава Адыгеи Аслан Тхакушинов участвовал в прямых выборах главы лишь однажды, в 2002 году, и занял тогда пятое место с результатом 2,6%. Главой республики его дважды избрал Госсовет: по представлению президента Владимира Путина в декабре 2006 года и президента Дмитрия Медведева в декабре 2011 года. Полномочия Аслана Тхакушинова истекают в январе 2017 года. Его пресс-служба не комментирует принятые Госсоветом изменения.
По мнению политолога Александра Кынева, отказ от всенародного голосования в пользу «непублично-аппаратного обсуждения и утверждения кандидатур» представляется местным элитам менее рискованным способом избрания первого лица субъекта. «Не исключено, что местные элиты еще помнят Хазрета Совмена (возглавлял Адыгею в 2002–2007 годах.— “Ъ”), президента-популиста, на которого трудно было влиять. Поэтому элиты опасаются переносить спор о власти в публичную сферу, предпочитая договариваться кулуарно»,— отметил политолог.