«Люди просто не совершают преступления»

Нидерландские тюрьмы пустуют

В Нидерландах не хватает преступников. Из-за пустующих камер власти страны вынуждены закрывать тюрьмы. Уровень преступности в Нидерландах неуклонно снижается — примерно на 1% ежегодно. По подсчетам, стране достаточно иметь всего 3 тыс. тюремных камер и 300 мест для несовершеннолетних нарушителей. Остальные помещения оказываются лишними. Содержать пустые камеры слишком дорого, потому решено было закрыть пять тюрем для взрослых и еще три для молодежи. Подробности — у Светланы Беловой.

За последние несколько лет Нидерланды уже закрыли 19 исправительных учреждений. Но оставшиеся камеры заполнить все равно не могут. Суды дают реальные сроки только за преступления с жертвами, но на такое голландцы решаются не часто, пояснил корреспондент ТАСС в Нидерландах Виталий Чугин.

«Во-первых, в целом население стареет, а, как известно, пожилые люди совершают меньше преступлений. Плюс в Нидерландах существует такое правило, что после двух третей отбытия срока человек получает право выйти на свободу при отсутствии каких-то либо возражений со стороны правоохранительных органов. В целом уровень жизни в стране достаточно высокий и люди просто не совершают преступления», — отметил Чугин.

В ближайшие пять лет власти планируют закрыть еще несколько учреждений пенитенциарной системы, но эта новость вызвала недовольство сотрудников местных тюрем. Под сокращение попадут почти 2 тыс. человек, еще 700 сотрудников переведут на так называемые «подвижные позиции», то есть они будут ездить на работу по графику, в разные тюрьмы. Возможно, пустующие помещения сдадут в аренду соседним странам. Такой опыт у Нидерландов уже есть. В камеры заселяют преступников из Бельгии и Норвегии, где, наоборот, не хватает своих тюрем. Осло, например, заявляло, что в министерстве юстиции составили даже список очередников — почти 1,5 тыс. осужденных, которые ждут, когда освободятся камеры для отбывания наказания. По соглашению с Амстердамом, страна-арендатор должна оплачивать все расходы на содержание своих преступников из расчета €25 млн в год и обязана прислать своего начальника тюрьмы, а весь обслуживающий персонал набирается из голландцев.

Схемой, кстати, недовольны преступники по обе стороны границы. Норвежцы и бельгийцы не хотят ехать в другую страну, там к ним и родственники на свидания не смогут приезжать часто. А голландские заключенные возмущены тем, что им придется потесниться и отказаться от многих привилегий. Например, сейчас они могут требовать камеры с лучшим видом из окна, могут сами себе готовить обеды, содержать огород, выращивать кур, без ограничения заниматься спортом. В тюрьме с подселением такого комфорта уже не будет.

В России большая проблема с перенаселенностью тюрем и СИЗО. Особенно тесно в учреждениях Москвы, Московской области и Крыма. В этих регионах, по данным федеральной службы исполнения наказаний, на человека приходится около 3 кв. м площади, а по стандартам положено 4 кв. м. Сейчас в российских учреждениях уголовно-исполнительной системы содержатся 650 тыс. человек. С начала года в камеры попало 4,5 тыс. новичков. Эта статистика никак не связана с уровнем преступности в стране или с либерализацией законодательства, количество заключенных зависит только от экономических параметров, убежден член Общественной наблюдательной комиссии Николай Щур.

«Если, скажем, во времена ГУЛАГа нужны были миллионы рабов, их были миллионы, сейчас такой необходимости нет, значит, их тоже нет. Когда система исполнения наказаний не справляется с количеством заключенных, идет простой приказ нашим судам не сажать. Приговоры выносят обвинительные, но не связанные с реальным лишением свободы», — рассказал Щур.

В некоторых странах, где также много заключенных и слишком мало камер для них, разработали систему сокращения сроков за какие-то заслуги. В Бразилии, например, преступников учат вязать на спицах — за три дня работы прощают сутки срока. В Индии скидку дают за занятия йогой, в Китае — за какое-то изобретение, в Румынии — за написание научного или литературного труда, а в Италии достаточно просто любить литературу. За каждую прочитанную книгу срок заключения уменьшается на три дня.

Вся лента