«Ваххабитское королевство и его сателлиты все глубже увязают в йеменской трясине»

Коалиция во главе с Саудовской Аравией совершает военные преступления и нарушает международное гуманитарное право в Йемене. США и другие союзники Эр-Рияда могут считаться соучастниками. Об этом заявил замдиректора неправительственной организации Human Rights Watch по глобальной правозащитной деятельности Филипп Болопион. По его словам, Вашингтон оказывает королевству помощь в выборе целей для ударов, в дозаправке самолетов в воздухе, а также предоставляет оружие. Эр-Рияд увяз в войне в Йемене, считает обозреватель газеты «Коммерсантъ» Максим Юсин и напоминает, что в пятницу исполняется ровно год со дня начала операции в стране.

Фото: Дмитрий Лекай, Коммерсантъ

Год назад Саудовская Аравия и так называемая «арабо-суннитская коалиция» вмешались в гражданскую войну в Йемене. Официальные объяснения этого шага были настолько невнятными, что даже не стоит тратить время на их воспроизведение. Тем более что реальная причина вступления саудовцев в йеменский конфликт была понятна всем.

Для королевства, которое позиционирует себя как главный защитник суннитских ценностей, было неприемлемо, что в Йемене в ходе гражданской войны победу одерживают шиитские повстанцы-хуситы, связанные с главными геополитическими противниками саудовцев — иранскими аятоллами. Все остальное — детали. Дипломатические экивоки, лукавство, ссылки на международное право, якобы обязывающее защитить «законного президента» Хади, свергнутого восставшими хуситами. Тот факт, что президента никто по большому счету не поддерживал, саудовцы в расчет не принимали. Для них было главное, что он, во-первых, суннит, а во-вторых, демонстрирует им полную лояльность.

И вот прошел год военной операции, в которую вступили не только сами саудовцы, но и связанные с ними (а также зависящие от них, купленные ими) суннитские государства. Каков итог? Что в сухом остатке? Самую легкую задачу саудовцы и их союзники решили — освободили от хуситов южную часть Йемена, в том числе стратегически важный порт Аден. Впрочем, с самого начала всем было очевидно, что у шиитских повстанцев и так немного шансов закрепиться на юге, где живут не поддерживающие их суннитские племена.

Зато эти племена часто весьма восприимчивы к идеологии радикальных исламистских группировок, — таких, как «Аль-Каида» и «Исламское государство» (обе запрещены в России — "Ъ FM"). Именно эти силы воспользовались хаосом и безвластием в Йемене, укрепив свои позиции во многих провинциях юга. Саудовцам и их союзникам явно не до исламских боевиков, в Йемене у них другой противник. Но и с этим противником не так-то просто справиться. С юга хуситов выбили, но попробуй выбить с севера, где на стороне повстанцев-шиитов многие местные племена, где неприступные горные районы не мог подчинить себе ни один иностранный завоеватель.

В итоге саудовцы оказались в тупике. И уйти из Йемена нельзя, и победу одержать невозможно, и о мире договариваться пока не с кем и непонятно, на каких условиях. К тому же ООН и международные гуманитарные организации с некоторых пор стали крайне болезненно воспринимать итоги ударов союзной авиации в Йемене, в результате которых десятками гибнут то покупатели на рынке, то гости, приехавшие на свадьбу. В общем, ваххабитское королевство и его сателлиты все глубже увязают в йеменской трясине. И пока непонятно, как они собираются оттуда выбираться.

Вся лента