Мода во времени
Haute horlogerie и haute couture
На прошедшем в январе в Женеве Салоне высокого часового искусства (SIHH) сразу две почтенные марки примерили на себя модные образы. 85-летие своей самой знаменитой модели, Reverso, марка Jaeger-LeCoultre отметила сотрудничеством с не менее знаменитым обувщиком — Кристианом Лубутеном. Именно он создал специальную серию часов, которая будет продаваться в бутиках только год. Все модели вошли в Atelier Reverso — линию персонализированных часов. Обычно персонализацию может выбрать сам клиент: заказать мануфактуре специальную эмалевую миниатюру или гравировку корпуса, но в юбилейный год Jaeger-LeCoultre решил возложить заботы о персонализации на "приглашенную звезду", как сказано в официальном релизе. Лубутен продемонстрировал широту взглядов: в рамках коллекции Reverso by Christian Louboutin появилась и модель с прозрачным ремешком, и часы с ремешком телесного цвета на ярко-красной, такой же, как фирменная подошва Christian Louboutin, подкладке. Ремешками дизайнер не ограничился, циферблаты Reverso также приобрели новый вид: один из самых удачных вариантов — металлизированный переливающийся циферблат в цветах заката, идеально гармонирующий с бензиновыми разводами кожаного ремешка. Другим пропагандистом слияния haute couture и haute horlogerie на прошедшем SIHH стал Roger Dubuis, впервые представивший исключительно женскую коллекцию. Для моделей линии Velvet был создан и оригинальный указатель даты с двумя стрелками, каждая из которых отслеживает свою половину месяца (ничего подобного не было прежде ни в мужской, ни в женской коллекции), и трехмерные эмалевые миниатюры, и корпус из карбона с инкрустацией турмалинами параиба. Но даже на этом ярком декоративно-техническом фоне Velvet by Massaro не теряется. Эти часы снабжены оригинальным золотым ремешком с эффектом плиссировки, разработанным и созданным совместно с ателье Massaro, которое знаменито прежде всего как обувное ателье дома Chanel, хотя изготовляет высококлассную обувь и под собственным именем. Чтобы усилить модный эффект, стенд Roger Dubuis превратили в настоящий музей моды, выставив десяток манекенов в знаменитых кутюрных платьях от разных дизайнеров. Справедливости ради стоит сказать, что подобные проекты у обеих марок уже были: Roger Dubuis в прошлом году представлял часы с ремешком из меха и часы с ремешком, вдохновленным корсетом, а Jaeger-LeCoultre ранее сотрудничал c миланским кожевенным брендом Valextra и аргентинской маркой La Martina. Но впервые обе марки решили соприкоснуться с миром моды настолько близко. Предыдущие работы Jaeger-LeCoultre выполнял совместно с марками скорее люксовыми, а не модными (подобно тому как IWC Schaffhausen сотрудничал с Santoni в производстве ремешков — чтобы клиент был уверен в том, что кожа на ремешке лучшая из возможных). Но лихо перекрученный золотой ремешок Velvet by Massaro или прозрачный ремешок-призрак Reverso by Christian Louboutin — это уже модное заявление, какие раньше позволяли себе делать только фэшн-бренды. Burberry окрашивал ремешки своих часов в узнаваемый цвет своего тренча; Fendi сажал корпус на широкий меховой браслет. И все же такие часы — скорее аксессуары с функцией индикации времени, чего не скажешь о произведениях других модных гигантов — Dior и Chanel. Обе марки сумели создать серьезнейшее часовое направление, выпуская часы с инновационными механизмами и из инновационных материалов и демонстрируя ремесленные чудеса. Dior, правда, всегда подчеркивал связь своего часового направления с миром моды. Были и часы Dior Grand Soir с пришитой к изнанке ремешка биркой "Christian Dior" — такой же, как у кутюрных платьев, только меньше размером; были и часы с фирменным механизмом Dior Inverse, ротор которых, вынесенный над циферблатом, был декорирован в стиле юбок кутюрных платьев (модели Dior VIII Grand Bal), были и модели La Mini D с ремешками тех же цветов, что и у аксессуаров текущей коллекции.
В Chanel поначалу считали необходимым напоминать о разнице между фэшн-направлением и часовым. Сотрудничество с ателье Renaud et Papi в создании сложных механизмов J12 было нацелено прежде всего на то, чтобы продемонстрировать: Chanel Horlogerie — не какие-нибудь тикающие модные аксессуары, это серьезный часовой бренд. Однако со временем мода органично вписалась в серьезную часовую реальность. Доказательство тому и создание циферблатов для часов вышивальщицами принадлежащего Chanel ателье Lesage, и ювелирные часы в представленной в январе нынешнего года коллекции Signature de Chanel, посвященной фирменной простежке кожи.
Продолжением модных начинаний можно назвать и использование фирменных монограмм в часах Louis Vuitton, и украшение циферблатов часов Hermes узнаваемыми рисунками платков.
Из марок, к миру моды прямого отношения не имеющих, подобными проектами мало кто мог похвастаться. Разве что Harry Winston с циферблатами с маркетри из перьев, созданными сотрудничающей со многими домами haute couture Нелли Сонье, и Piaget — с разнообразными экспериментами на циферблате, например вышивкой канителью. Но то были скорее попытки разнообразить арсенал выразительных средств ставших тогда чрезвычайно популярными часов Metiers d'Art — тех, что созданы с применением декоративных ремесел. На шаг дальше пошел Hublot, то создававший часы с циферблатом из джинсы, то украшавший их и ремешки вышивкой от крупнейшего швейцарского специалиста Bischoff — исполнителя заказов модных домов Oscar de la Renta, Valentino, Balenciaga, Stella McCartney, Gucci, Prada, Versace и других. Кстати, проект оказался настолько удачным, что впервые представленная в прошлом году коллекция Big Bang Broderie в нынешнем январе пополнилась новыми моделями.
Часовщики хоть и не рвутся пока на подиумы, но желают быть по-настоящему модными.