Обрусевшие получат больше
Государство учтет локализацию производства при распределении субсидий
Как стало известно "Ъ", в ближайшее время правительство может скорректировать распределение субсидий автоконцернам так, что больше средств будет доставаться заводам с большей локализацией производства. Это может привести к перераспределению часть бюджетных дотаций на обновление парка (в целом 22,5 млрд руб. на 2016 год) в пользу Ford и Volkswagen Group за счет корейских Kia и Hyundai.
Минпромторг уже в ближайшие недели может все-таки изменить критерии распределения госсубсидий по программе обновления парка, рассказали "Ъ" источники на авторынке. Речь идет о том, чтобы объем господдержки зависел от уровня локализации производства автоконцерна (изменения касаются легкового транспорта). Соответствующее поручение — представить предложения до 1 марта — было дано Владимиром Путиным 18 января. В Минпромторге говорят, что о каких-то решениях говорить рано: прежде необходимо выработать "максимально прозрачную систему оценки уровня локализации и применения уровня локализационного критерия в расчете размеров господдержки". Изменений постановления правительства не потребуется, утверждают собеседники "Ъ", поскольку схема распределения госсредств на обновление парка, по сути, прописана лишь "во внутренних документах ведомств".
Программа обновления парка (предоставление за счет бюджета скидок на новый автомобиль при утилизации и сдаче в trade-in старой машины) работает с 2014 года, в 2016 году на нее выделено 22,5 млрд руб., говорил в январе глава Минпромторга Денис Мантуров. В 2015 году бюджет потратил на это такую же сумму.
В Минпромторге "Ъ" заявили, что поддержка производителей в рамках программы обновления парка прямо пропорциональна динамике продаж брендов, и этот базовый принцип останется неизменным. Уровень локализации может рассматриваться как дополнительный, "бонусный" критерий. Это логично, считают в Минпромторге: государству выгоднее поддерживать продажу высоколокализованных автомобилей, а не собранных из импортных комплектующих.
Субсидии распределялись, исходя из доли в общем объеме производства, говорят источники "Ъ" на рынке, традиционно большая часть доставалась четверке российских автоконцернов — АвтоВАЗу, Группе ГАЗ, "Соллерсу" и КамАЗу. По итогам 2015 года доля АвтоВАЗа в объеме производства составила 23,2%, следует из презентации Минпромторга по легковому транспорту (есть у "Ъ"), у Hyundai-Kia было 24,8%, у Volkswagen Group — 11,8%, у Renault — 11,5%, у Nissan — 9%, у "Соллерса" — около 5%, у Ford — 2,9%. Впрочем, добавляет один из собеседников "Ъ", эти данные дают только примерное понимание по распределению долей.
Таким образом, очевидно, что нововведение поддержат российские производители, а также иностранцы, подписавшие новые соглашения о промсборке с высокими обязательствами по локализации. Автоконцерны заключали такие соглашения с государством в обмен на обещания приоритетной поддержки, рассуждает источник "Ъ" в отрасли. Но сейчас никаких преференций у участников "новой промсборки" нет, считает он, иногда "старые" промсборщики получают даже больше, потому что реализуют большие объемы. Логика обладателей "старых" соглашений также понятна: на петербургском заводе Hyundai (выпускает Kia и Hyundai) утверждают, что выполняют все обязательства по соглашению, и считают справедливым распределение субсидий, исходя из объемов производства.
Но уровень локализации, с которого начнет работать "бонусный" критерий, по данным "Ъ", так и не выбран. Наибольший уровень локализации — у альянса Renault-Nissan, в частности за счет партнерства в рамках соглашения с АвтоВАЗом и КамАЗом (еще в 2014 году он составлял 68%). У Volkswagen и Ford Sollers локализация официально составляет 45%, по итогам 2015 года она должна составить уже 50%. У завода Hyundai — лишь 46%.
Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала" замечает, что по новым соглашениям о промсборке требовалось создать большие мощности, которые сейчас невозможно загрузить, что негативно сказывается на экономике предприятий. Вполне логично, что в обмен на сделанные инвестиции компании будут ожидать привилегий, продолжает он, поэтому для государства поддержка таких компаний — это сохранение инвестпривлекательности даже в нестабильных условиях.