Смазочные условия
На месте завода смазок и СОЖ будет построено жилье и торговый центр
Вчера на заседании градостроительного совета при Пермской гордуме ОАО «ПЗСП» представило планы по реновации территории бывшего Пермского завода смазок и СОЖ (Яблочкова, 26, Свердловский район). На этой площадке девелопер намерен возвести жилые дома и торговый центр. Общий выход площадей может составить от 150 до 220 тыс. кв. м. Члены градсовета одобрили идею освоения этой территории под жилую и коммерческую застройку, но высказали озабоченность вопросами рекультивации земли, транспортной нагрузки на территорию и внутриквартальной улично-дорожной сети.
Начальник управления территориального планирования и механизмов реализации городского департамента градостроительства и архитектуры Игорь Дылдин отметил, что сегодня 42% застроенных земель города занято промышленностью. Он напомнил, что в соответствии с генпланом Перми большие промышленные предприятия должны выноситься за пределы городского центра, а высвободившиеся участки должны вовлекаться в оборот. Примеры реновации таких площадок в Перми уже есть — это бывшая табачная фабрика «Астра», территория Рязанского промузла. Участки завода смазок и СОЖ по генплану относятся к общественно-деловой зоне, но юридические механизмы позволяют не вносить поправки в генплан, а обойтись только корректировкой правил землепользования и застройки для возведения здесь жилья.
Директор по подготовке строительства ПЗСП Александр Черепанов пояснил, что существуют также ограничения в виде санитарно-защитных зон (СЗЗ) предприятий, которые расположены рядом с площадкой ПЗСП — «Протона-ПМ», «Энергетика-ПМ», УПТК АО «ППСО». Кроме того, большая СЗЗ имеется от самого завода смазок и СОЖ. Господин Черепанов уточнил, что ведется работа по снятию этого ограничения для застройки территории, фактически она уже ликвидирована. Он сообщил, что освоение площадки под жилье обсуждалось и с предприятиями оборонно-промышленного комплекса, в частности речь шла о коммерческом и служебном жилье для сотрудников промышленного конгломерата. Александр Черепанов отметил, что реновация территории завода позволит ликвидировать разрыв между жилыми районами Солдатова и Крохалева, микрорайон Краснова получит развитие. Помимо жилья на участке предполагается строительство торгового центра (площадью до 8 тыс. кв. м.). По словам директора по продажам ПЗСП Алексея Демкина, рассматриваются различные варианты застройки участка и размещения объектов социальной инфраструктуры. Общий выход площадей может составить от 150 до 220 тыс. кв. м. Объем инвестиций при минимальном объеме в 150 тыс. кв. м оценивается в 7 млрд руб. Приступить к строительству девелопер рассчитывает не ранее чем через полтора-два года. Общий срок возведения объектов может составить до десяти лет.
Александр Черепанов добавил, что ПЗСП предлагает продлить улицу Сергинскую по границе сквера Авиаторов с выходом на улицу Солдатова, застройщик готов предоставить для этого часть участка. «Дополнительных магистральных сетей водоотведения и водоснабжения не требуется, техусловия получены. По электроснабжению мощность, которую потреблял завод СОЖ, примерно 3,5 МВт. Этого достаточно для застройки, кроме того, рядом расположена подстанция Краснова. По теплосети — в свое время была котельная, сети остались, но оборудование устарело, поэтому мы предполагаем создание автономного источника тепла», — уточнил господин Черепанов.
Напомним, ОАО «Пермский завод смазок и СОЖ» было признано несостоятельным в декабре 2012 года. Основным кредитором предприятия являлся Сбербанк (общая сумма задолженности 185,39 млн руб.). В начале 2014 года он переуступил право требования долга ОАО «ПЗСП». В сентябре 2014 года на торгах по продаже имущества обанкротившегося предприятия ПЗСП приобрел за 180,13 млн руб. имущественный комплекс (Яблочкова, 26), куда входили, в частности, 16 земельных участков общей площадью почти 12 га.
Планы девелопера по реновации площадки стали предметом активной дискуссии на градсовете. Управляющий директор Пермского филиала «МРСК Урала» — «Пермэнерго» Олег Жданов удивился озвученным данным по энергомощностям. «У завода СОЖ было 2,2 МВт. Он 0,9 МВт переуступил. Соответственно, свободной мощности оставил всего 1,3 МВт», — уточнил господин Жданов. Он также поинтересовался транспортной нагрузкой с учетом того, что сегодня уже существует серьезная транспортная проблема на Куйбышева и на переходе Стахановская — Чкалова. «Идеальный вариант, если работники перейдут через дорогу и пойдут на завод „Пермские моторы“. Но существует проект по переносу „Пермских моторов“, хотя он приостановлен. Все остальные сядут на транспорт и, скорее всего, поедут по Куйбышева в центр», — заявил Олег Жданов. «Основная идея была большую часть района включить в программу обеспечения жильем работников оборонных предприятий этого района. При варианте переноса завода в сторону Лядов в транспортной схеме генплана прорабатывается широкая хорда, которая связывает Сылвенский тракт, улицы Братскую, Пихтовую, Краснополянскую, Хлебозаводскую, Яблочкова. Безусловно, вопрос трафика еще будет прорабатываться», — заверил господин Черепанов.
По мнению первого замглавы администрации Перми Андрея Шагапа, вынос предприятий из центральной части города надо приветствовать: «Поддержать этот проект необходимо. То, что уже не первый проект обсуждается с сомнениями из-за того, что нет транспортных схем развития, это проблема, ею надо заниматься, но она не должна останавливать процесс». Руководитель МБУ «Институт территориального планирования» Сергей Шамарин согласился с необходимостью редевелопмента площадки на Яблочкова, но его смутил заявленный вариант будущей планировки, и в частности улично-дорожной сети внутри квартала. Он также напомнил, что это бывшая промышленная площадка, а на восстановление таких земель требуется длительный период.
«А пробы земли вы исследовали?» — уточнил архитектор Виктор Щипалкин. «Когда говорим „завод смазок и СОЖ“, у всех сразу на языке слова „экология“, „рекультивация“, но никто не может оцифровать объем проблемы. У нас предусмотрена серия экологических исследований и изысканий на летний период. Безусловно, существует масса вариантов решения экологических проблем. Это и очистка территории, эскалация и замещение грунта, но надо сначала оцифровать», — пояснил Александр Черепанов. Член городской комиссии по землепользованию и застройке Денис Галицкий заявил, что, «пока город не определился, какие промтерритории остаются, какие выбывают, сказать, хорошо это или нет, невозможно»: «Пока у нас любая промтерритория оценивается как та, где можно построить 20-этажки, и вся земля переоценивается». Алексей Демкин согласился с господином Галицким: «Если в городской среде выстроятся такие отношения, что некие группы людей начнут поглощать предприятия с целью застройки жилыми кварталами, рано или поздно город закончится». Он подчеркнул, что ПЗСП приобретал эту площадку не благодаря развитию генплана, а потому что завод вошел в стадию банкротства и по окончании процедуры ликвидации было принято решение изменить назначение участка. Главный архитектор Перми Дмитрий Лапшин попросил девелопера обратить внимание на социальную сферу при реализации проекта, «которой пока, кажется, уделено немного внимания». Проект был одобрен градсоветом.