ГИБДД готовит водителей к 1 сентября
Экзамены на права усложняются
МВД утвердило новый регламент сдачи экзаменов на водительские права. Тестирования станут сложнее на всех этапах — во время теоретического экзамена, в ходе проверки навыков вождения на площадке и в городе. Тем не менее требования к студентам в финальной версии регламента были смягчены после вмешательства представителей ассоциации автошкол. Для подготовки к новшествам у водителей есть пять месяцев — приказ вступает в силу 1 сентября.
Административный регламент по сдаче экзаменов на права (утверждается приказом МВД) опубликован на сайте правовой информации. Напомним, водительский тест состоит из трех этапов — теоретического экзамена, испытания на владение навыками вождения на учебной площадке и в городских условиях. По действующим правилам нужно дать правильные ответы на 18 из 20 теоретических вопросов. С 1 сентября после промаха (их также можно допустить всего два) нужно будут ответить еще на пять дополнительных вопросов.
Усложняется и экзамен на площадке: для получения прав категории B экзаменатор будет назначать не три варианта упражнений, а пять. Список возможных тестов, которые могут достаться водителям, расширен с 10 до 17. Среди них, к примеру, "остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров", "парковка задним ходом и выезд с парковочного места". Для категории А (мотоциклы) вводится новое упражнение "скоростное маневрирование", во время которого нужно на 90-метровом участке объехать пять конусов.
Что касается экзамена в городе, то сегодня кандидат в водители получает 5, 3 или 1 балл за каждую ошибку (в зависимости от типа нарушения — грубое, среднее или мелкое), при пяти набранных баллах экзамен считается проваленным. Согласно новому регламенту, если водитель, например, не развернулся на ближайшем перекрестке, как того требовал экзаменатор, это будет грубым нарушением (5 баллов). Если гражданин забыл пристегнуться ремнем безопасности, за это начислят 3 балла. Если при старте с места заглох двигатель, за это дадут 1 балл (сейчас вообще не считается нарушением).
Новый регламент — часть реформы образования водителей, стартовавшей в 2013 году, цель которой — снизить аварийность по вине начинающих автомобилистов. Уже ужесточены требования к автошколам: в результате примерно 25% учреждений потеряли право преподавать, хотя многие продолжают это делать незаконно.
Любопытно, что финальная редакция регламента заметно отличается от направленной ГИБДД на регистрацию в Минюст в октябре 2015 года. Автошколы потребовали переписать приказ ("Ъ" сообщал об этом 24 февраля) и добились своего. "Убран прямой запрет, согласно которому никто, кроме экзаменуемого, не может находиться в экзаменационном автомобиле,— рассказала "Ъ" президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева.— Мы привели данные об аварийности на площадках, ГИБДД нас услышала. Экзаменатор сможет остановить автомобиль в опасной ситуации с помощью дублирующих педалей". Помимо этого, в первой версии регламента было прописано время на каждое упражнение с точностью до секунд. "Сдающие и так не нервах, наличие секундомера привело бы к дополнительным стрессам,— говорит госпожа Шутылева.— После доработки решено закрепить общее время на весь экзамен. Причем оно не фиксированное, а рассчитывается по формуле исходя из ТТХ площадки". В свою очередь, упражнение "скоростное маневрирование" для будущих мотоциклистов планировалось сделать обязательным, но из-за того, что условия есть не на всех площадках, оно будет опциональным, на выбор экзаменатора. В целом, по словам Татьяны Шутылевой, регламент является "важным документом для реформы". "После того как усилились требования к автошколам, аварийность среди водителей-новичков снизилась на 26%,— говорит она.— С новым регламентом можно ожидать дальнейшего снижения количества ДТП".