Театральный ликбез
Кто есть кто в современном театре
Театр сегодня — самое обсуждаемое искусство. Все вокруг дружно спорят о плюсах и минусах «богомоловщины», могут сходу назвать пятерку лучших спектаклей Туминаса и в курсе скандалов вокруг Гоголь-центра. Не хотите отставать — читайте наш материал о режиссерах, формирующих театральный ландшафт столицы.
Римас Туминас
Худрук Театра имени Вахтангова, литовский мэтр и обладатель важных наград и самых лестных званий. С его приходом обветшалый театр с подмоченной репутацией буквально восстал из пепла и превратился в лучший театр столицы с недавно открывшейся Новой сценой, ворохом наград, международным признанием (вахтанговцы покорили не только Европу, но и Америку). Режиссуру Туминаса отличает европейская философичность, подчеркнутая образность, страсть к эффектной визуальной символике. А также мягкий юмор и запоминающийся музыкальный ряд (постоянный соавтор Туминаса — композитор Фаустас Латенас). Эпатаж и пафос исключены. Все спектакли мэтра необычайно красивы. Среди знаковых постановок — грандиозный четырехчасовой «Евгений Онегин», не менее грандиозный «Дядя Ваня» (в обоих хитах в главных ролях занят Сергей Маковецкий), «Маскарад», «Горе от ума» в «Современнике» и недавний «Минетти». Состарившегося актера-фанатика на пороге безвестной смерти безукоризненно играет «первач» труппы Владимир Симонов.
Евгений Каменькович
Режиссер, педагог, худрук самого любимого театра столицы «Мастерская Петра Фоменко». Наследие великого «Фомы» (Петр Наумович Фоменко) Каменькович бережно хранит — спектакли мастера и сегодня в блестящей форме. Они остаются недостижимой высотой, пресловутое «легкое дыхание» — неповторимым, а актерский ансамбль (знаменитые «фоменки») — уникальным. Абсолютный must see — «Волки и овцы», «Война и мир», «Одна абсолютно счастливая деревня», «Семейное счастие», «Три сестры». Сам Каменькович ставит не только в «Мастерской», но и в «Современнике», Театре Ермоловой, «Студии театрального искусства». Среди знаковых спектаклей — «Улисс» Джойса, «Горбунов и Горчаков» Бродского, «Самое важное» Шишкина, «Дар» Набокова. Каменькович известен своей любовью к «большой прозе», он любит браться за самые несценичные произведения. Его не страшит даже самый опасный хронометраж («Улисс» идет шесть часов). Безупречное чувство стиля и юмора еще ни разу его не подводили.
Миндаугас Карбаускис
Режиссер, худрук Театра имени Маяковского, до его появления пребывавшего в унынии. Первый же спектакль — «Таланты и поклонники» по Островскому — мгновенно покорил театральную общественность, снова проявили себя звезды труппы (Игорь Костолевский, Светлана Немоляева, Михаил Филиппов и др.), в театр вернулась прежняя серьезная интонация (до Карбаускиса акцент был сделан на развлекательные жанры и старомодную красочность). Режиссерский почерк Карбаускиса отличает философская глубина, общая сдержанность, нарочитая медлительность, при этом внятность главной мысли. Среди спектаклей, обязательных к просмотру,— «Рассказ о счастливой Москве» (Театр п/р Олега Табакова), «Ничья длится мгновение» (РАМТ), «Будденброки» (РАМТ), «Таланты и поклонники», «Кант» (Маяковка).
Юрий Бутусов
Главный режиссер Санкт-Петербургского академического театра имени Ленсовета и любимец критиков обеих столиц. Все его спектакли радикальны, неизменно получают ворох наград. Узнать бутусовскую режиссуру просто, среди «особых примет» — нарочитая эксцентричность и чувственность. Обязательны трагифарсные мотивы и эксперименты с театральной формой. Брутальный саундтрек (булгаковский «Бег» вахтанговцы играют под музыку Майкла Джексона и Pink Floyd). В Москве Бутусов ставит едва ли не чаще, чем в родном Питере. Стопроцентные хиты — «Чайка» в «Сатириконе», «Добрый человек из Сезуана» в Театре Пушкина и «Бег» в Театре имени Вахтангова. Никакого благолепия, классику Бутусов выворачивает наизнанку. И делает это гениально.
Кирилл Серебренников
Режиссер театра и кино, один из инициаторов проведения фестиваля современного искусства «Территория», руководитель опального «Гоголь-центра» (несмотря на сей печальный факт, пользующегося немыслимой популярностью у зрителя). Серебренников известен своим нетривиальным подходом к русской классике, это из-за него адепты традиций частенько пребывают в ярости. Репертуар театра — современные парафразы хрестоматийных текстов — «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, «Обыкновенная история» Гончарова, «Мертвые души» Гоголя. Герои говорят современно, одеваются модно и живут в современных российских реалиях. Театр Серебренникова подчеркнуто злободневен. Режиссерскому стилю присуща провокативность и саркастичность, интерес к перформансному началу, смешению жанров и театральных форм. В спектаклях часто присутствует ненормативная лексика, обнаженные сцены. Кроме хитов «Гоголь-центра» стоит увидеть «Лес», «Человек-подушка» и «Зойкину квартиру» в МХТ имени Чехова. А также оперу «Золотой петушок» и балет «Герой нашего времени» в Большом театре.
Константин Богомолов
Режиссер и главный театральный ньюсмейкер, создатель авторской школы. Его имя известно даже тем, кто в театр ходит нечасто. Спектакли — всегда жестокий троллинг современной России и суперзвезды в эпатажных образах (негласная богомоловская команда — это Олег Табаков, Виктор Вержбицкий, Марина Зудина, Сергей Чонишвили, Александр Семчев, Дарья Мороз, Роза Хайруллина и др.). Режиссер совершенно точно не против шуток про религию, геев и Путина. Его спектакли — умная провокация, нарочито безжалостная и ироничная. Богомолов часто миксует произведения абсолютно разных авторов или переписывает классику собственноручно. Нецензурная лексика в его опусах абсолютно уместна. Самые главные хиты — «Идеальный муж», «Карамазовы» и недавние «Мушкетеры» в МХТ (приготовьтесь к сумасшедшему хронометражу, пять часов — это минимум), «Борис Годунов» в «Ленкоме». Среди самых ожидаемых премьер сезона — ленкомовский же «Идиот».
Иван Вырыпаев
Драматург, актер, кино- и театральный режиссер, художественный руководитель театра «Практика». Его собственные постановки и спектакли по пьесам можно увидеть в Польше, Германии, Чехии, Болгарии, Англии, Франции, Канаде. Привязка к словесному ряду для Вырыпаева важнее театральных форм. Яркие «маяки», по которым узнаваема режиссура,— аскетизм, тонкие стилистические эксперименты, часто девальвация философских откровений, склонность к самоотрицаниям, рефлексия. Спектакли похожи на философские лекции и пародийное шоу одновременно. Костюмов нет, декораций тоже. Среди знаковых постановок по его пьесам — снятые с репертуара «Кислород», «Июль» и ныне идущие «Иллюзии», «Комедия», «Невыносимо долгие объятия». В них на сцене можно увидеть Равшану Куркову, Каролину Грушку (польская актриса, супруга Вырыпаева) и Казимира Лиске.
Кама Гинкас
Режиссер, известный своими потановками в МТЮЗе, лауреат всех возможных премий, профессор Школы-студии МХАТ, приверженец традиций. Его спектакли входят в золотой фонд русского театра. Режиссуру отличает безжалостность, чувственность, мрачность. Главная тема — смерть и судьба. Любимые авторы — русские классики. Что стоит смотреть в первую очередь: чеховская трилогия «Жизнь прекрасна» (это три спектакля: «Дама с собачкой», «Скрипка Ротшильда», «Черный монах»), «К. И. из “Преступления”» (спектакль по роману Достоевского с неподражаемой Оксаной Мысиной в роли обезумевшей Катерины Ивановны в свое время когда-то произвел фурор на Авиньонском фестивале, а Гинкас был удостоен за него Государственной премии России) и все постановки с актером Игорем Гординым. Особенно рекомендуем недавнюю премьеру «По дороге в...», Гордин в роли развратного философа Свидригайлова — настоящий подарок театралам.
Юрий Погребничко
Худрук театра «Около дома Станиславского», режиссер, педагог, классик театрального «авангарда». Один из самых ярких приверженцев абсурдистской эстетики и практически создатель нового жанра — «ностальгическое кабаре». Погребничко не один десяток лет в театре миксует произведения Чехова, Вампилова, Дюма и других с нелицеприятными реалиями советского и постсоветского прошлого. Его не похожие ни на какие другие, «невнятные» спектакли отличает камерность, музыкальность (почти в каждой постановке артисты поют) и настроение затаенной печали. «Внешне» они похожи один на другой — всегда на героях шапки-ушанки и немыслимой красоты кружевные платья под убогими лагерными ватниками. Главные хиты авторского театра — «Вчера наступило внезапно, или Прощай, Битлз», «Три сестры», «Три мушкетера».
Сергей Женовач
Ученик Петра Наумовича Фоменко, создатель и художественный руководитель «Студии театрального искусства» (СТИ), заслуженный деятель искусств РФ, профессор, лауреат главных театральных премий. Как и у прославленного учителя, режиссуру Женовача отличает особое обаяние, театральность, душевность. Его спектакли в большинстве своем нравятся всем: и знатокам, и любителям. Несмотря на страсть режиссера к подробностям и деталям, постановки отличает четкость структуры, порой даже излишняя строгость. Ставит Женовач в основном классику, в репертуаре СТИ — Достоевский (самый знаменитый спектакль, положивший начало театру,— «Мальчики» по отдельным главам «Братьев Карамазовых»), Гоголь, Чехов. Две недавние премьеры — «Самоубийца» по Эрдману и «Записки покойника» по Булгакову — безусловный must see. В них Женовач «распробовал» жанр трагикомедии. Что важно знать — играют в СТИ исключительно ученики мэтра (один из них — Иван Янковский).
Дмитрий Крымов
Художник, сценограф, режиссер и театральный педагог, сын Анатолия Эфроса и знаменитого театрального критика Натальи Крымовой. Работает в театре «Школа драматического искусства», практически каждый спектакль становится событием и после премьеры успешно гастролирует по миру. Если вы слышали словосочетание «театр художника», рядом звучало имя Дмитрия Крымова. Он работает на стыке драмы и живописи. По своей сути его спектакли — инсталляции в театральной упаковке. Актеры часто лишены слов, они создают образы и картины прямо на сцене, меняют маски, рисуют картины, экспериментируют с реквизитом. Крымовский почерк легко узнаваем, главные «приметы» — склонность к трагикомедии и литературным шарадам (микс из нескольких хрестоматийных сюжетов), ошеломляющая визуальная метафоричность, пародийность, гротеск, черный юмор. Главные спектакли — «Демон. Вид сверху» (лермонтовский текст не звучит, артисты «рисуют» сцены на огромном ватмане), «Опус №7», «Тарарабумбия» (парад-алле всех чеховских героев), любимые актеры — Анна Синякина, Сергей Мелконян, Мария Смольникова. Удачны и самые новые постановки — «О-й. Поздняя любовь» по Островскому и «Своими словами» по пушкинскому «Онегину».
О знаковых молодых режиссерах и мэтрах с мировым именем, ставящих в Москве, читайте в следующих статьях.