Космодрому сменили генподряд
Спецстрой перестал быть единственным исполнителем работ на Восточном
Вчера вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что Федеральное агентство по специальному строительству (Спецстрой) лишилось статуса единственного исполнителя работ на космодроме Восточный. Из-за организационных проблем, сопровождавших стройку в 2012-2014 годах, подрядчики по строительству второй очереди космодрома будут отбираться по конкурсу. Агентство же сконцентрируется на своей реформе и заказах Минобороны.
О потере Спецстроем статуса единственного исполнителя работ на Восточном господин Рогозин сообщил вчера на своей странице Facebook. "Определение генподрядчика на всех работах второго этапа стройки 2016-2025 годов (создание стартового комплекса "Ангара" для обеспечения пилотируемых программ) будет осуществлено исключительно на основе конкурса",— написал вице-премьер. Таким образом, он прокомментировал интервью "Ъ" замглавы Центра эксплуатации наземной и космической инфраструктуры Андрея Охлопкова (см. "Ъ" от 24 марта). Чиновник предлагал строить сооружения второй очереди Восточного силами компаний, победивших в тендере, сомневаясь в необходимости привлекать Спецстрой для возведения всех объектов космодрома. По словам источника "Ъ" в аппарате правительства, такой вариант давно лоббировался руководством госкорпорации "Роскосмос", а после вынужденного переноса первого пуска с декабря 2015-го на весну 2016 года вопрос был поддержан и руководством страны.
Спецстрой стал единственным исполнителем работ по строительству Восточного в 2009 году, когда его возглавлял генерал Николай Аброськин. Исходя из масштаба стройки (возведение нескольких десятков объектов инфраструктуры космодрома, жилья для специалистов), строители рассчитывали получить немалую прибыль. Однако из-за бюрократических и организационных проволочек строительство объектов первой очереди стартовало лишь в 2012 году. Ситуация осложнялась тем, что заказчик в лице Федерального космического агентства (сейчас госкорпорация "Роскосмос") не успел подготовить необходимый объем документации, а подведомственным Спецстрою предприятиям не хватало собственных сил. По словам источника "Ъ" в Минобороны, ситуация в 2012 году была близка к критической: самостоятельно агентство строило только 30% от имеющихся заказов, представляя собой "посредническую структуру". В 2013-2015 годах значительно вырос объем военных заказов (объекты сил ядерного сдерживания, аэродромной сети, причальных фронтов и т. д.), их возведение можно было доверить только Спецстрою, говорит он: "Была проведена внутренняя реорганизация, и свои мощности агентству удалось нарастить". Но работать параллельно с военными и на Восточном было крайне сложно, а отказаться от этого было нельзя, поскольку потребовалось бы время на перезаключение договоров — это парализовало бы всю работу на объектах. "За срыв президентского проекта досталось бы всем",— считает собеседник "Ъ".
Дочернему предприятию "Дальспецстрой" пришлось прибегать к субподряду. В правительстве считали, что такая система чревата коррупцией (сейчас расследуется не менее 20 уголовных дел по признакам преступлений, связанных с присвоением, растратой и мошенничеством), задержкой зарплат (долги по выплате жалованья достигали 704 млн руб.), а также срывом сроков сдачи объектов (отставание от графика на некоторых превышало 200 суток). В последнем интервью "Ъ" директор Спецстроя Александр Волосов отмечал: в 2012-2014 годах "Дальспецстрой" "не имел столько собственных сил, чтобы обеспечить такой стратегический инфраструктурный проект", но к 2015 году практически на всех основных сооружениях работы вели сотрудники агентства (см. "Ъ" от 8 февраля).
После того как Спецстрой закончит работы на объектах первой очереди, он сможет продолжить работы и на второй, но только в двух случаях, говорит источник "Ъ" в аппарате правительства: либо на спецобъектах (вроде стартового стола), либо если выиграет тендер. Однако второе маловероятно: реформа агентства подразумевает концентрацию на строительстве спецобъектов Минобороны и других узкоспециализированных отраслей, а взятая Спецстроем тенденция по увеличению числа строек военного назначения (более 80% от всего построенного в 2015 году) будет только расти. Сама реформа предусматривает структурные изменения: половина из 18 ФГУПов агентства будет ликвидирована, а оставшиеся либо возьмут на себя строительные работы в военных округах и Северном флоте, либо займутся созданием сложных объектов в интересах РВСН, ВМФ и ряда госкорпораций.