Автопроизводители скупают стартапы
В погоне за искусственным интеллектом и технологиями автономного управления
В стремлении быстрее своих конкурентов продвинуться в освоении технологий автономного управления и искусственного интеллекта и создании самого большого парка самоуправляемых беспилотных автомобилей американские производители активно приобретают стартапы, работающие в этих областях. В числе тех, кто готов выложить большие деньги за конкурентные преимущества, компания General Motors, предложившая более $1 млрд за небольшой стартап Cruise Automation, который специализируется на разработке систем автономного вождения.
До недавних пор незаметная небольшая компания из Сан-Франциско Cruise Automation, в которой работает всего 40 человек, резко обрела популярность после того, как стало известно, что крупнейший в США производитель автомобилей General Motors предлагает за нее более $1 млрд. Причина интереса GM к небольшому стартапу заключается в том, что Cruise Automation занимается системами автономного вождения. И, как сообщил газете The Wall Street Journal руководитель программы разработки автомобилей при Стэнфордском университете Рейли Бреннан, стартап располагает технологиями «компьютерного зрения» и, возможно, нашел инновационный способ анализа и использования огромных объемов сенсорной информации, поступающей в самоуправляемый автомобиль во время движения. «Такие знания, честно говоря, очень сложно получить,— заявил эксперт.— Число исследователей, работающих в области автоматизации транспортных средств, весьма невелико».
Партнер компании Signia Ventures Partners, инвестировавшей в Cruise Automation два года назад, Санни Диллон объясняет, что решил вложить в этот стартап после того, как увидел, как сооснователь Cruise Automation Кайл Вогт катается на Audi, управляя автомобилем с помощью приставки Sony PlayStation. Сама GM не объясняет, почему она готова заплатить более $1 млрд за стартап, который еще полгода назад оценивался примерно в $90 млн. Компания просто отметила, что планирует «вложить значительные средства в дальнейший рост базы талантов и существующих возможностей» Cruise. Но, по мнению господина Диллона, в ближайшее время «мы увидим еще более активный интерес со стороны многих медлительных, авторитетных автогигантов со всего мира, которые в последнее десятилетие обращали относительно мало внимания на значительные технологические инновации».
Понять GM нетрудно: конкуренты наступают на пятки или уже обгоняют, как Alphabet со своим подразделением по производству самоуправляемых автомобилей Google X. Не так давно Toyota Motor взяла на работу весь штат сотрудников компании Jaybridge Robotics, разрабатывающей самоуправляемые автомобили. А в начале этого месяца германский производитель автозапчастей Continental приобрел подразделение Advanced Scientific Concepts, выпускающее датчики технического видения также для самоуправляемых автомобилей. В прошлом году производитель запчастей Delphi Automotive приобрел долю в Quanergy, разработчике лазерного датчика, и купил компанию Ottomatika, которая работает над программным обеспечением для автономного вождения.
В прошлом году, по оценкам PwC, объем слияний и поглощений на рынке поставщиков для автомобилестроения достигло почти $50 млрд, что более чем в три раза больше, чем в 2014 году. И этому в немалой степени способствуют потребности автомобильной индустрии в новых технических возможностях. И уже не удивляют прогнозы аналитической компании IHS Automotive, согласно которым через 20 лет число продаваемых в год беспилотных автомобилей и ТС с системой автоматического управления достигнет 21 млн. За этот рынок, по мнению экспертов, стоит побороться. «Весь этот переход к самоуправляемым автомобилям и занятые в этом секторе компании сейчас самое горячее и привлекательное,— сказал WSJ советник по инвестициям BMW i-Ventures Марк Платшон.— $1 млрд — это еще небольшая плата за то, чтобы обеспечить себе участие в этой игре». Эксперты отмечают, что на рынке сейчас есть достаточно стартапов для приобретения. Например, калифорнийская компания Zoox, которая создает такси-робота с необычным дизайном, или nuTonomy, программы которой помогают самоуправляемым автомобилям планировать свое движение, или Drive.ai, создающая искусственный интеллект для таких автомобилей, а также многие другие. И если до сих пор они в большинстве своем были малоизвестны, то покупка одной из них — Cruise Automation — привлечет к ним большое внимание со стороны инвесторов и автопроизводителей.
Между тем после появления новостей о предложении со стороны GM компания Cruise Automation уже объявила о дополнительном наборе сотрудников — «умных, амбициозных людей для создания крупнейшего в мире парка беспилотных автомобилей», а также сообщила о предстоящем открытии своего первого регионального офиса.