Россия и Казахстан расчистили небо к лету
Полеты между странами продолжатся в нормальном режиме
Как и предполагал “Ъ” 25 марта, конфликт авиавластей России и Казахстана вокруг полетов по транссибирским маршрутам вылился в более масштабный скандал. Казахстан отказал «Аэрофлоту» в разрешении на полеты в семь городов страны, Россия пообещала в ответ остановить рейсы Air Astana в Москву. В итоге новые угрозы не были исполнены, стороны согласовали летнее расписание полетов. Но лежащая в основе конфликта проблема так и осталась нерешенной.
«Аэрофлот» сообщил, что получил разрешение на полеты в Казахстан в новом весенне-летнем расписании, которое вступило в силу сегодня, все рейсы будут выполнены по расписанию. С 27 марта до конца октября «Аэрофлот» будет совершать регулярные рейсы из Москвы в Актау, Актобе, Алма-Ату, Астану, Атырау, Караганду, Шымкент. До октября 2015 года единственным российским перевозчиком на этих направлениях была «Трансаэро». «Аэрофлот» выполнял регулярные рейсы только в Караганду. После остановки «Трансаэро» Минтранс РФ передал «Аэрофлоту» права на полеты в 10 городов Казахстана (44 частоты в неделю).
Но согласованию полетов предшествовал громкий скандал. В субботу «Аэрофлот» объявил о прекращении рейсов в семь городов Казахстана, так как его власти «не предоставили разрешительную документацию на выполнение полетов по летнему расписанию». В казахстанской Air Astana обвинили в проблемах сам «Аэрофлот», который якобы не обратился вовремя за разрешениями, и подчеркнули, что «все российские авиакомпании, своевременно подавшие заявки, получили все разрешения без ограничений». В «Аэрофлоте» при этом утверждают, что заявки подали 12 февраля, то есть за 45 суток до начала полетов, как и требует регламент.
Между тем в Air Astana не скрывали, что «Аэрофлот» легко и быстро получит разрешение на полеты, если власти РФ официально подтвердят право казахстанских перевозчиков без ограничений и условий летать через территорию России из Астаны. Суть этой проблемы “Ъ” описывал 25 марта: Москва отказывается разрешать Air Astana бесплатно использовать транссибирский маршрут для рейсов в Монголию, опасаясь создания прецедента отказа от пролетных платежей для европейских авиакомпаний. В Air Astana называют аргумент «несостоятельным», поскольку маршрут начинается и заканчивается в Азии.
Договориться сторонам не удалось и накануне высокого летнего сезона они перешли к ультиматумам. В ответ на демарш Казахстана власти РФ запретили Air Astana с 27 марта летать в Москву, хотя все необходимые разрешения у перевозчика есть. В итоге в ночь с 26 на 27 марта на табло рейсов Шереметьево, откуда выполняют полеты обе компании, рейсы в Казахстан отсутствовали, но сегодня утром стороны объявили, что конфликт вокруг текущих рейсов все-таки урегулирован.
В то же время вице-президент Air Astana Белла Тормышева в интервью «Forbes Казахстан» сообщила, что разногласия между странами сохраняются в части безвозмездных полетов авиакомпании через РФ в Монголию. По ее словам, российская сторона настаивает на выполнении двух пунктов. Во-первых, россияне хотят заключения коммерческого соглашения с «Аэрофлотом» с выплатой этой компании роялти или предоставления российской авиакомпании четырех посадочных мест на каждом рейсе Air Astana в Улан-Батор. В Air Astana, по словам Беллы Тормышевой согласились оставлять часть кресел для российского конкурента. Однако Москва выдвинула и второе требование – предоставить россиянам дополнительные коммерческие права, включая назначение второго российского перевозчика по маршрутам Москва-Астана и Москва-Алматы и увеличить количество рейсов. По двустороннему соглашению между РФ и Казахстаном полеты совершаются на паритетной основе. То есть Росавиация предлагала включить в список назначенных перевозчиков еще одну российскую компанию помимо «Аэрофлота», соответственно такую же возможность получала и казахстанская сторона. Именно второй пункт не устраивает казахскую сторону, поскольку будет разрушена монополия Air Astana на этом направлении. К тому же, Казахстан не сможет предложить второго перевозчика, который мог бы наравне конкурировать с «Аэрофлотом».
Глава Infomost Борис Рыбак считает конфликт России и Казахстана важным событием с далеко идущими последствиями. «Понятие свободной экономической зоны, в которую входят РФ, Казахстан и некоторые другие государства, подразумевает конкуренцию, а в сегменте гражданской авиации — “открытое небо”,— поясняет эксперт.— Поэтому условия полетов между двумя странами необходимо привести в соответствие с общей концепцией таможенного союза: свободное передвижение товаров, услуг и людей». Похожая ситуация, добавляет господин Рыбак, сложилась в авиасообщении между РФ и Белоруссией, где число перевозчиков ограничено. В перспективе, уверен эксперт, сторонам придется приступить к реальному процессу либерализации.